Список публикаций по ключевому слову: «урок литературы»


Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 06.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 1 (Всего: 1)
Степанова Антонина Владимировна , учитель
МБОУ «Шатьмапосинская ООШ» Моргаушского МО , Чувашская Республика - Чувашия

«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания. В работе приводится конкретный пример героического поведения, дается пример практического задания.

Дата публикации: 03.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Николаева Татьяна Николаевна , учитель
Федорова Лариса Георгиевна , учитель
МАОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля» , Чувашская Республика - Чувашия

«Эмоциональное развитие школьника на уроках литературы»

Скачать статью

В статье рассматривается использование эмоционально-образных форм обучения на уроках литературы как средства эмоционального воздействия на чувства обучающихся. Описаны методы и приемы, способствующие более глубокому восприятию литературных произведений и развитию эмоциональной отзывчивости у детей.

Дата публикации: 17.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Геннадьева Марина Витальевна , учитель
МАОУ «СОШ №59» , Чувашская Республика - Чувашия

«Проектирование уроков литературы»

Скачать статью

Методическая разработка, представленная в статье, создана с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Литература» и согласованными с методической темой школы «Повышение эффективности образовательной деятельности как условие реализации национального проекта «Образование» через применение современных подходов и непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя». В работе рассмотрены основные этапы проектирования уроков литературы с учетом современных требований. К каждому этапу урока, наряду с теоретическим материалом, включены фрагменты уроков, проведенных учителем по данной методике. В методической разработке проанализированы традиционные и инновационные образовательные технологии, используемые при проектировании уроков литературы.

Педагогика

Дата публикации: 22.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пчелина Карина Георгиевна , учитель
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Восприятие художественного текста»

Скачать статью

В статье рассматриваются ключевые аспекты литературного образования, направленного на формирование у школьников глубокого понимания художественного текста. Авторы подчеркивают важность системного подхода к изучению литературных категорий для формирования у учащихся навыков критического мышления и самостоятельной интерпретации произведений.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 21.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пчелина Карина Георгиевна , учитель
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Образ «маленького человека» в русской художественной литературе»

Скачать статью

В статье анализируется образ «маленького человека» как центральный социокультурный и художественный феномен русской литературы XIX–XX веков. Раскрываются особенности данного литературного типа в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 15.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Маклакова Ирина Владимировна , учитель
МБОУ «СОШ №10» , Свердловская обл

«Изучение произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с использованием инфографики и тестов»

Скачать статью

В статье представлен план-конспект урока, посвященного изучению произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Определены цели урока, его актуальность и планируемые результаты, представлено поэтапное содержание занятия.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 12.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Горожанкина Ангелина Вадимовна , учитель
МБОУ «СОШ №13» , Белгородская обл

«Методика изучения эпических произведений в школе»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме восприятия произведений эпоса для школьников. Особое внимание уделяется компонентам художественного текста. Автором отмечено, что ключевым в изучаемой проблеме является не глубина понимания произведения и мыслей автора, а общее понимание и целостная картина идейно-художественных смыслов эпического произведения.

Педагогика

Дата публикации: 16.09.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Сафиуллина Танзиля Закиулловна , бакалавр , учитель
МБОУ «Чувенорускинская ООШ» Аксубаевского района РТ , Татарстан Респ

«Работа с одаренными детьми на уроках родного языка и литературы»

Скачать статью

В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы.

Дата публикации: 10.07.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Моисеева Елена Викторовна , канд. пед. наук , учитель
МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В. Козина» , Татарстан Респ

«Особенности формирования читательской грамотности на современных уроках литературы»

Скачать статью

Задачи формирования читательской грамотности на уроках литературы при использовании мультимедийных технологий и сети Интернет находится в тесной взаимосвязи с формированием информационной грамотности.

Общая педагогика

Дата публикации: 16.06.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Смирнова Ксения Владимировна , учитель
МКОУ «Верхнекойская ООШ №17» , Красноярский край

«Формирование нравственного образа через изучение произведений красноярских писателей на уроках литературы в 5–9 классах»

Скачать статью

В статье рассматривается понятие «нравственный образ», изучение литературы Красноярского края с целью формирования нравственного образа обучающихся 5–9 классов, перспективы использования учителем русского языка и литературы в своей деятельности.

Теория и методика общего образования

Дата публикации: 23.12.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пчелина Карина Георгиевна , учитель
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Трагическое звучание поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос изучения творчества А.А. Ахматовой в школе. Авторы предлагают опыт проведения урока по поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 03.09.2020 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Иванова Елена Александровна , учитель
МБОУ «Сосновская СОШ» , Кемеровская обл

«Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы»

Скачать статью

В статье рассказывается о том, как заинтересовать и привлечь учащихся к познавательной и творческой работе на уроках литературы. Автором предлагается использование метода проектов.

Педагогика

Дата публикации: 12.08.2020 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пчелина Карина Георгиевна , учитель
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Использование литературоведческих терминов на уроках литературы»

Скачать статью

В статье рассмотрены вопросы филологического анализа произведений. Авторами подчеркивается необходимость использования литературоведческих терминов в процессе анализа произведений.

Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 11.12.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пчелина Карина Георгиевна , учитель
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«УУД на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В статье описаны основные универсальные учебные действия, применяемые на уроке русского языка и литературы.

Дата публикации: 23.09.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Кожевникова Ирина Николаевна , доцент
Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» , Новосибирская обл

«Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы»

Скачать статью

В статье поднимается вопрос о современных подходах к содержанию понятия «образовательная технология». Рассматриваются формы использования информационно-коммуникационных технологий в литературном образование школьников.

Технические средства обучения

Дата публикации: 28.07.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мулюкова Альфия Шавкатовна , учитель
Алиуллова Резеда Рамилевна , учитель
МБОУ «Лицей №2» , Татарстан Респ

«Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу использования информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы в лицее. Раскрыты приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с применением различных технологий с целью повышения эффективности педагогического процесса в школе.

Педагогика

Дата публикации: 06.03.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Печёнкина Наталья Витальевна , учитель
Хохлова Ольга Леонидовна , учитель
МБОУ «СОШ №36» , Астраханская обл

«Современный урок литературы: использование метода модерации в старших классах»

Скачать статью

В статье автор рассказывает о роли и значении современных уроков литературы в старших классах. На уроках литературы метод модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Современные педагогические технологии

Дата публикации: 10.12.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Пчелина Карина Георгиевна , учитель
Назарова Диана Высильевна , учитель русского языка и литературы
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Использование аудиовизуальных и медиасредств как мотивация к чтению на уроках литературы в старших классах»

Скачать статью

В статье рассмотрена тема использования аудиовизуальных и медиасредств в качестве мотивации к чтению на уроках литературы в старших классах. Авторы отмечают, что создание методических разработок уроков с использованием аудиовизуальных средств в полной мере помогает учителю-словеснику реализовывать собственные творческие способности.

Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 09.10.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 1 (Всего: 1)
Радайкина Надежда Николаевна , Почетный работник общего образования Российской Федерации , учитель
МБОУ «СОШ №62» , Кемеровская обл

«Урок литературы в 8 классе. Тема «Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского»»

Скачать статью

В статье представлен конспект урока литературы о личности Сергия Радонежского как патриоте и духовном деятеле, вдохновителе борьбы русского народа против монголо-татарского ига. На основе произведения Б. Зайцева «Житие Сергия Радонежского» учащиеся знакомятся с житийным жанром.

Дата публикации: 07.11.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Старунская Анастасия Александровна , учитель
ОГАОУ «Белгородский юношеский инженерный лицей-интернат» , Белгородская обл

«Интегрированный урок обществознания и литературы в 8 классе. Тема: «Моральный выбор. Долг и совесть (на примере рассказа Л. Толстого «После бала»)»»

Скачать статью

В статье дан ход урока обществознания и литературы в 8 классе на тему «Моральный выбор. Долг и совесть (На примере рассказа Л. Толстого «После бала»)». Такие важные обществоведческие термины как «долг», «совесть», «любовь», «честь» всегда остаются в приоритете и должны рассматриваться школьниками не только на уроках обществознания, истории или православной культуре, но и на других предметах. Здесь особенно подходят русский язык или литература.

Дата публикации: 03.05.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Маковкина Алла Николаевна , учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №20 им. Н.Г. Чернышева станицы Казанская МО Кавказский район , Краснодарский край

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В статье описаны роль и место информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Обозначены задачи, решаемые с помощью ИКТ, при организации воспитательно-образовательного процесса. Рассмотрено использование сети Интернет, презентаций, интерактивной доски при подготовке и проведении уроков.

Педагогика

Дата публикации: 26.04.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Гладырь Богдана Сергеевна , учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №2 с УИОП» , Белгородская обл

«Использование 3D презентаций на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

Скачать статью

Данная статья посвящена особенностям применения информационно-телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Обоснована актуальность исследуемой темы. Отражены различные форматы применения мультимедийных презентаций на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 17.12.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Иванова Елена Александровна , учитель
МБОУ «Сосновская СОШ» , Кемеровская обл

«Развитие связной речи учащихся средствами творческих заданий»

Скачать статью

В статье рассмотрена проблема развития связной речи на уроках в процессе обучения. Обобщен опыт по работе над развитием связной речи во время уроков. Особое внимание уделено сочинению как главному виду деятельности по развитию речи на уроке литературы. Приведен план отзыва.

Педагогика

Дата публикации: 04.04.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Гнездилова Ольга Николаевна , учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №14 , Владимирская обл

«Методические рекомендации по использованию приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы (на примере рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)»

Скачать статью

Методические рекомендации по освоению современной педагогической технологии РКМЧП предназначены для учителей русского языка и литературы, но могут быть полезны и учителям других предметов, так как технология развития критического мышления относится к надпредметным современным образовательным технологиям. В данной работе представлен практический опыт по использованию некоторых приёмов педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Дата публикации: 22.05.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 2)
Вербицкая Екатерина Павловна , учитель
МБОУ «СОШ №116» , Челябинская обл

«На пути преодоления дефицита духовных ценностей: уроки литературы в средней школе»

Скачать статью

В данной статье автор поднимает актуальную проблему формирования духовных ценностей, приобретающую особую значимость в развитии современного российского общества, когда искусственно навязываются западные стандарты духовных ценностей. Одним из средств противодействия этому процессу выступает работа с текстами произведений отечественной художественной литературы. В работе рассматривается роль школьного курса литературы в формировании духовных ценностей. На конкретном примере работы с текстом произведения показаны некоторые педагогические технологии формирования духовных ценностей. Дана оценка потенциала уроков литературы в организации воспитательного процесса.