Список публикаций по ключевому слову: «подрост»


Психология

Дата публикации: 10.12.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Романова Мария Константиновна , магистрант
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» , Москва г

«Психолого-педагогические условия социализации подростков с расстройствами аутистического спектра»

Скачать статью

В статье рассматривается комплекс психолого-педагогических условий, способствующих успешной социализации подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). Актуальность темы обусловлена возрастающей распространенностью РАС и специфическими трудностями, возникающими в подростковый период, который является критическим для формирования социальной компетентности и личностной идентичности. На основе анализа современной литературы и обобщения эмпирического опыта выявлены и охарактеризованы ключевые условия: создание инклюзивной образовательной среды, реализация программ формирования социально-бытовых навыков, применение технологий структурированного обучения и визуальной поддержки, организация психолого-педагогического сопровождения семьи, а также целенаправленное развитие коммуникативных навыков. В статье представлены таблицы и рисунки, обобщающие материалы исследований. Результаты работы могут быть использованы в практике специалистов психолого-педагогического профиля, работающих с подростками с РАС.

Педагогика

Дата публикации: 17.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Воронкова Нина Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия

«Проблемы формирования личности в современной подростковой литературе»

Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы нравственного роста и гражданского совершенствования в современной подростковой литературе. Художники слова выступают заинтересованными исследователями характеров подростков, условий, обстоятельств, факторов, под воздействием которых формируется личность.

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Боброва Софья Алексеевна , учитель-дефектолог, учитель-логопед
Богаченко Лариса Петровна , учитель-логопед
Глотова Валентина Викторовна , учитель-логопед
МБОУ «Лицей №10» , Белгородская обл

«Воспитание положительного отношения к родному языку у подростков с интеллектуальными нарушениями в рамках внеурочной деятельности»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу заимствования и использования иноязычных слов в современном русском языке. Предлагаются варианты работы, направленные на привитие обучающимся с нарушениями интеллекта положительного отношения к родному языку.

Дата публикации: 10.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Файзулина Люция Ривкатовна , соискатель , учитель
МБОУ «Многопрофильная школа №181» , Татарстан Респ

«Культура как ресурс: развитие креативности подростков в образовательной среде»

Скачать статью

В статье рассматривается проблема развития креативности как ключевой компетенции современного человека в подростковом возрасте. Представлена модель работы, интегрирующая культурный контекст в образовательную среду через систему практико-ориентированных методов и форм деятельности. Описаны конкретные педагогические практики (арт-медиация, проектная деятельность, культурная идентификация), показавшие свою эффективность в формировании творческих качеств личности, критического мышления и гражданской идентичности школьников.

Психология

Дата публикации: 29.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Поротикова Анна Александровна , магистрант
Маликова Елена Владимировна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край

«Психологическая характеристика мотивации достижения у обучающихся в период кризиса подросткового возраста»

Скачать статью

В статье рассматриваются исследования мотивации достижения у обучающихся в период подросткового кризиса. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса, методика «Мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса). На основе данных эмпирического исследования характеризуются проявления мотивационных показателей достижения успеха и избегания неудач у обучающихся в период кризиса подросткового возраста.

Дата публикации: 28.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Малова Анастасия Сергеевна , логопед
МБДОУ «Д/С №2 КВ для детей с нарушением речи» , Чувашская Республика - Чувашия
Варламова Мария Евгеньевна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» , Чувашская Республика - Чувашия

«Особенности профессионального самоопределения у старших подростков с нарушениями зрения»

Скачать статью

В статье рассматривается профессиональное самоопределение старших подростков с нарушением зрения, которое становится критически важной задачей, учитывая их специфические вызовы и ограничения. Автором подчеркивается необходимость комплексной поддержки в развитии профессиональной идентичности, включая педагогическое сопровождение, развитие самосознания и укрепление самооценки. Ключевыми элементами являются доступ к информации, технологиям и образовательным ресурсам, а также создание благоприятных организационно-педагогических условий. Поддержка со стороны семьи, педагогов и социальных институтов существенно влияет на успешность процесса карьерного самоопределения и адаптации в обществе.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании

Дата публикации: 18.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Матвеева Татьяна Вячеславовна , педагог-психолог
МБОУ «СОШ №17» , Чувашская Республика - Чувашия

«Конспект занятия по теме «Что такое конфликт. Конфликтные эмоции» (возраст 14–16 лет)»

Скачать статью

В статье представлен конспект занятия, направленного на ознакомление подростков с понятиями конфликта и конфликтных эмоций, а также на развитие навыков их осознанного восприятия и управления ими. Особое внимание уделяется формированию у учащихся эмоциональной компетентности, умению выражать свои чувства и понимать эмоции других, что способствует улучшению межличностного общения и снижению напряженности в коллективе. Занятие построено с использованием активных методов обучения, позволяющих подросткам лучше усвоить материал и применить знания на практике.

Дата публикации: 14.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Омельченко Ирина Витальевна , учитель
МБОУ «СОШ №54» , Чувашская Республика - Чувашия

«Родительское собрание на тему: «Интернет-зависимость подростков»»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме интернет-зависимости. Рассматриваются причины и этапы ее развития. В работе даны рекомендации по борьбе с интернет-зависимостью детей и адреса психологической помощи.

Психология

Дата публикации: 18.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Коваленко Марина Сергеевна , магистрант
Маликова Елена Владимировна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край

«Особенности мотивации учебной деятельности в период кризиса подросткового возраста»

Скачать статью

В статье представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности обучающихся в период кризиса подросткового возраста. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (опросник МУН А.А. Реана; анкета по оценке уровня школьной мотивации Г.Ю. Зверевой; методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Г.Н. Казанцевой).

Педагогика

Дата публикации: 26.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Нигметзянов Ильдар Ильясович , учитель
ОЧУ Международная гимназия инновационного центра «Сколково» , Москва г

«Саморегуляция при программировании с генеративным ИИ: школьное кейс-исследование»

Скачать статью

В статье представлены результаты школьного кейс-исследования того, как семиклассники используют генеративный искусственный интеллект (ГИИ) при решении задач программирования и какие аспекты саморегуляции (планирование, мониторинг, рефлексия) при этом проявляются. Дизайн включал: 1) оценку качества ответов ИИ на учебные промпты (ChatGPT, YandexGPT); 2) включённое наблюдение за четырьмя учениками на 9 занятиях (3 месяца) с доступом к Blackbox AI в Visual Studio Code; 3) анкетирование по компонентам саморегуляции в логике трёхфазной модели Б. Циммермана. Зафиксированы поведенческие индикаторы планирования, мониторинга процесса и понимания, самообъяснения и рефлексии. Показано, что без специальных методик часть подростков выстраивает критически ориентированное взаимодействие с ГИИ, однако у части наблюдалось делегирование этапа планирования ИИ и поверхностная работа с ответами. Обсуждаются педагогические условия, переводящие ИИ из технологии простой выдачи ответов в технологию развития мышления учащегося.

Психология

Дата публикации: 08.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Китаева Мария Андреевна , учитель
МБОУ «СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов» , Татарстан Респ

«Развитие детей в условиях школьной среды»

Скачать статью

В статье исследована взаимосвязь типов темперамента и поведенческие типы реакции у подростков 11–17-летнего возраста. Рассматриваются четыре классических типа темперамента и их особенности проявления в реакциях на социально-психологические ситуации, в частности их влияние на успешность школьников.

Педагогика

Дата публикации: 02.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Горохова Татьяна Ивановна , студентка
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» , Архангельская обл

«Изучение проблемы формирования семейных ценностей у подрастающего поколения»

Скачать статью

В статье рассматриваются понятия «семья» и «семейные ценности». Представлены традиционные и современные виды семейных ценностей, а также формы и методы работы по формированию семейных ценностей у детей и подростков в образовательных организациях и в центрах содействия семейному устройству.

Дата публикации: 01.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Горохова Татьяна Ивановна , студентка
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» , Архангельская обл

«Изучение системы ценностей у подростков группы риска»

Скачать статью

В статье рассмотрены понятие «ценности», виды ценностей; а также результаты психолого-педагогического исследования ценностных ориентаций подростков группы риска с помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации».

Психология

Дата публикации: 01.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Волобуева Екатерина Александровна , студентка
Попова Анна Анатольевна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край

«Влияние ценностных ориентаций на образ лидера в сознании подростка»

Скачать статью

В статье освещается тема формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте. В работе предложены стратегии для повышения эффективности воспитания лидерских качеств у подростков.

Педагогика

Дата публикации: 26.05.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Низамутдинова Алсу Рашитовна , педагог-организатор
МБОУ «Школа №72» , Татарстан Респ

«Подростковая влюбленность. Как помочь и поддержать подростков?»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме подростковой влюбленности. Автором предложены причины того, почему необходимо переключатся на другие виды деятельности во время влюбленности.

Психология

Дата публикации: 27.05.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Лихолетова Алёна Витальевна , студентка
Олешко Татьяна Ивановна , канд. психол. наук, доцент , преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край

«Особенности формирования самооценки младших подростков»

Скачать статью

В статье рассматривается диагностическое исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. Автором анализируются особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 31.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Светопольская Рина Андреевна , педагог-организатор
МАОУДО «ДДЮТ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Игра как фактор личностного развития подростка»

Скачать статью

В статье исследуется проблема личностного развития человека посредством игры. Обсуждаются ключевые концепции и подходы, связанные с подростковым возрастом, так как именно этот период является периодом становления личности. Автором определяются функции игры и подчеркивается значимость игры как фактора развития личности подростка.

Медицинские науки

Дата публикации: 29.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 3)
Монахова Виктория Вячеславовна , врач-психиатр
Афанасьева Яна Сергеевна , врач-психиатр
ГАУЗ АО «Ивановская больница» , Амурская обл
Монахова Варвара Вячеславовна , студентка
ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ , Амурская обл

««Аптека» в жизни подростка»

Скачать статью

Продажа наркосодержащих препаратов в аптеках без рецептов приобретает угрожающий характер. Лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества бывает трудно найти действительно нуждающемуся человеку, зато подросток или наркозависимый готовы заплатить в разы больше и проблем с покупкой не испытывают.

Психология

Дата публикации: 29.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Рехтина Серафима Сергеевна , студентка
Маликова Елена Владимировна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край

«Стратегии совладающего поведения и их формирование у подростков»

Скачать статью

В статье представлено описание проявления стратегий совладающего поведения и возможностей их формирования у подростков. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (диагностический инструментарий: методика «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус), а также эксперимент (формирование адаптивных стратегий совладающего поведения у подростков посредством реализации программы с элементами тренинговых упражнений, направленных на стабилизацию эмоциональных состояний, развитие внутреннего локуса контроля и стрессоустойчивости).

Дата публикации: 29.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Селищева Лидия Сергеевна , студентка
Маликова Елена Владимировна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край

«Проявление эмоциональной устойчивости и ее повышение у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию»

Скачать статью

В статье на основе данных эмпирического исследования представлено описание проявления эмоциональной устойчивости и возможностей ее повышения у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (диагностический инструментарий: методика «Определение эмоциональной устойчивости» В.В. Суворова, методика «Шкала эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка, а также эксперимент (повышение эмоциональной устойчивости у подростков посредством реализации программы с элементами тренинговых упражнений, направленных на развитие навыков адекватного восприятия стрессовой ситуации и навыков эмоционального контроля).

Филология и лингвистика

Дата публикации: 09.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пугачёва Татьяна Николаевна , учитель
ГАОУ «Медицинский Сеченовский предуниверсарий Брянской области» , Брянская обл

«Специфика функционирования иноязычной лексики в речи современного подростка»

Скачать статью

Статья посвящена когнитивному и функциональному потенциалу новейшей заимствованной лексики как значительный фрагмент языковой картины мира современного старшеклассника. Автором описана эмотивно-оценочная картина мира современного подростка.

Медицинские науки

Дата публикации: 17.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пароваткина Анастасия Геннадьевна , студентка
Завалишина Светлана Юрьевна , д-р биол. наук, профессор , заведующая кафедрой
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» , Москва г

«Немедикаментозная коррекция формирующейся артериальной гипертонии у подростков»

Скачать статью

Авторами в статье отмечено, что в течение подросткового возраста возможно развитие различной патологии. Нередко в этом возрасте могут возникать сердечно-сосудистые нарушения и в том числе начинаться гипертоническая болезнь. По этой причине важным является продолжение уточнения факторов риска, способствующих развитию гипертонии у подростков. Под наблюдением находились 23 мальчиков-подростков в возрасте 13–14 лет с формирующейся артериальной гипертонией. Подростки были распределены на 2 группы. Группа контроля, не имеющая физических нагрузок, состояла из 11 человек. Группу подростков, занимающихся бегом, составили 12 человек. Занятия бегом проводились в течение 3 месяцев 4 раза в неделю продолжительностью 60 минут. Результаты исследования показали важность физической активности для подростков с артериальной гипертонией и могут быть использованы для разработки рекомендаций по оздоровлению данной группы населения. Регулярные занятия бегом оказались способны понижать сосудистый тонус и частоту сердечных сокращений у подростков, что снижает у них риск прогрессирования сердечно-сосудистых нарушений. На основании полученных результатов есть основания рекомендовать внедрение программ физической активности, включающих бег, в повседневную жизнь подростков с развивающейся артериальной гипертонией.

Дата публикации: 17.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пестовникова Маргарита Андреевна , студентка
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» , Москва г
Медведев Илья Николаевич , д-р биол. наук, профессор , заведующий кафедрой
ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» , Москва г

«Морфофункциональные показатели подростков, занимающихся футболом по типичной программе с аэробной нагрузкой»

Скачать статью

Оценка динамики функциональных параметров жизненно важных систем организма имеет важное значение для грамотного построения тренировочного процесса. Она может помочь тренерам и специалистам в области физической культуры разрабатывать более эффективные программы тренировок. Исследование проведено при участии 25 подростков в возрасте 13–14 лет, поделенных на 2 группы. В первой группе из 12 мальчиков-подростков, занимающихся футболом на протяжении 6 месяцев, проводились тренировки 4 раза в неделю в течение двух часов. Во вторую группу вошли 12 мальчиков той же возрастной категории и имеющие такую же продолжительность и план тренировочного процесса, дополнительно тренировавшиеся пятый раз в виде беговой сессии в медленном темпе на 90 минут. В группе футболистов, проходивших дополнительную аэробную тренировку, было зафиксировано повышение функциональных возможностей сердца и увеличение жизненной емкости легких. В группе, занимающейся по стандартному тренировочному плану, за два месяца не было зафиксировано достоверных изменений динамики показателей.

Психология

Дата публикации: 10.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Уразов Алексей Владимирович , студент
Маликова Елена Владимировна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край

«Психологическая характеристика саморегуляции подростков, склонных к девиантному поведению»

Скачать статью

В статье дается описание результатов исследования саморегуляции подростков, склонных к девиантному поведению. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (диагностический инструментарий: опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П», методика «Стилевая саморегуляция поведения человека» В.И. Моросановой, Е.М. Коноз.) На основе данных эмпирического исследования представлена характеристика проявлений общего уровня саморегуляции девиантных подростков.

Педагогика

Дата публикации: 28.01.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Галиев Нияз Накипович , студент
Оренбурова Лиана Владимировна , канд. пед. наук , преподаватель
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ

«Профилактика девиантного поведения молодежи: шаги к здоровой социальной среде»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу профилактики отклоняющегося поведения молодежи. Авторами рассматриваются и описываются основные направления и методы работы по профилактике девиантного поведения молодежи в современном обществе.