List of publications on a keyword: «среда»


Исследования в образовании и образовательные практики

Publication date: 19.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Anastasiia A. Golovleva , bachelor
MBU DO "DShI p. Maiskii" , Белгородская обл

«Роль педагога в развитии критического мышления у обучающихся»

Download an article

Статья посвящена вопросу о роли современного педагога в развитии критического мышления у обучающихся. Рассматриваются особенности создания образовательной среды, в которой ученик чувствует себя свободным задавать вопросы, анализировать информацию и формулировать собственные выводы. Особое внимание уделяется методам и приёмам, способствующим формированию критического мышления: организации дискуссий, работе с разнообразными источниками, применению кейс-технологий и проектной деятельности. Подчёркивается значимость личного примера педагога, а также необходимости эмоциональной поддержки и уважительного диалога. Делается вывод о том, что педагог становится ключевой фигурой, направляющей ребёнка к осознанному, самостоятельному и глубокому мышлению.

Publication date: 18.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Nataliia G. Kazakova
МКДОУ «Д/С №3» , Кировская обл

«Развитие профессионального мастерства: игровые пособия в арсенале современного логопеда»

Download an article

В статье осуществлен теоретический анализ трансформации содержания понятия «профессиональное мастерство логопеда» в контексте антропоцентрического поворота в специальном образовании. Доказывается, что в современных условиях мастерство выходит за рамки владения диагностико-коррекционными техниками и предполагает высокую методологическую культуру проектирования личностно-развивающей коммуникативной среды. Центральным элементом такой среды рассматриваются игровые пособия, теоретическое осмысление которых требует обращения к культурно-исторической психологии и деятельностному подходу. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении игрового пособия не как дидактического инструмента, а как «культурного орудия», опосредующего взаимодействие логопеда и ребенка и порождающего новое смысловое поле коррекционного занятия.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Publication date: 20.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Anastasiia A. Golovleva , bachelor
MBU DO "DShI p. Maiskii" , Белгородская обл

«Педагогика успеха как современная образовательная парадигма»

Download an article

В статье анализируется педагогика успеха как современная образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности учащегося и формирование мотивации к обучению. Раскрываются её ключевые принципы: поддержка, вера в потенциал каждого ребёнка, создание ситуации успеха. Обосновывается значение данного подхода для формирования позитивной образовательной среды и реализации личностно-ориентированного обучения.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании

Publication date: 20.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Natalia A. Sytnik , воспитатель
Nadezhda V. Osipenkova
MBOU "Nachal'naia shkola - D/S 26" , Белгородская обл

«Витальная безопасность детей старшего дошкольного возраста, основные факторы формирования безопасности»

Download an article

В статье рассматривается концепция витальной безопасности как базового чувства защищенности и доверия к миру у детей 6 лет в детском саду. Анализируются ключевые условия ее формирования: роль педагога как «гаранта безопасности», значение структурированной среды и благоприятного климата в группе, а также важность партнерства с семьей. Особое внимание уделяется функциям воспитателя, который создает поддерживающую среду и способствует развитию у ребенка внутренней устойчивости. Делается вывод, что витальная безопасность является фундаментом для успешной адаптации и дальнейшего развития личности.

Publication date: 19.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Aleksandra M. Kirillova
MBDOU "Bol'shebikshikhskii D/S "Nadezhda" , Чувашская Республика - Чувашия

«Современный педагог ДОУ – архитектор ключевых компетенций будущего»

Download an article

В статье рассматривается трансформация роли педагога дошкольного образования в контексте формирования ключевых компетенций у детей. Современный воспитатель выступает как наставник и дизайнер образовательной среды, который создает условия для развития у дошкольников познавательных, социально-коммуникативных, творческих и цифровых навыков. Автор подчеркивает практические аспекты этой работы, включая игровую и проектную деятельность, а также необходимость непрерывного профессионального роста педагога.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Publication date: 22.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Ilia N. Demin
Starooskol'skii filial FGAOU VO "Belgorodskii gosudarstvennyi natsional'nyi issledovatel'skii universitet" , Белгородская обл

«Теоретические подходы к формированию информационной среды сопртивной школы»

Download an article

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к формированию информационной среды спортивной школы в условиях цифровизации образования и спорта. Раскрывается содержание системного, деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, управленческого и средового подходов, определяющих структуру и функции информационной среды. Подчеркивается роль информационной среды как фактора повышения эффективности тренировочного процесса, управленческой деятельности и индивидуализации подготовки спортсменов. Делается вывод о необходимости комплексного и интегративного подхода к ее формированию.

Педагогика

Publication date: 09.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Natalia A. Kim
FSBEI of HE "Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University" , Нижегородская обл

«Opportunities for Developing Students’ Spatial Thinking in the Process of Learning Geometry and Stereometry within a Digital Educational Environment»

Download an article

Abstract. This article discusses how students’ spatial thinking can be developed when geometry and stereometry are studied within a digital learning environment. The focus is on how learners work with visual images, mentally “rotate” shapes, transform their position, and understand how different elements are connected in space. Drawing on the works of domestic researchers and current educational documents of Kazakhstan, the text shows that the transition to digital learning has significantly expanded opportunities for such development. Interactive models, dynamic mathematics software, and various multimedia materials make explanations more visual and closer to real practice. Special attention is given to GeoGebra, which helps present complex configurations in a way that makes them easier for students to grasp and experiment with. The article also highlights effective teaching techniques and the difficulties students most often face when dealing with three-dimensional objects.

Publication date: 08.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Natalia I. Logvinova
Liudmila A. Mazyrina
Elena A. Kravtsova
MSBEI K/g of a combined type №46 "Kolokolchik" , Белгородская обл

«Malen'kie issledovateli: put' k poznaniiu mira cherez igru»

Download an article

В статье рассматривается роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте для познания окружающего мира. Именно через игру дети активно исследуют, экспериментируют, формируют представления о предметах и явлениях, развивают свои когнитивные способности, социальные и эмоциональные навыки. Статья предлагает практические рекомендации для педагогов и родителей по организации развивающей игровой среды и использование разнообразных форм игровой деятельности для стимулирования исследовательского интереса у дошкольников.

Publication date: 12.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Marina V. Vodianova
GAOU AO "Kazachii kadetskii korpus imeni atamana I. A. Biriukova" , Астраханская обл

«Ispol'zovanie virtual'nykh laboratorii na urokakh fiziki»

Download an article

В статье рассматриваются преимущества внедрения цифровых лабораторий в школьный курс физики. Приводятся методические рекомендации к использованию виртуальных лабораторий и перечень платформ и ресурсов для моделирования физических процессов.

Publication date: 11.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Anna V. Aliabeva
MBDOU "D/S "Berezka" , Астраханская обл
Olesia V. Nurgalieva
MBOU "Ikrianinskaia NOSh" , Астраханская обл
Gulmira A. Drozdova
Liudmila A. Dubrovina
MKDOU "D/S "Solnyshko" , Астраханская обл

«Rol' vospitatelia v formirovanii sotsial'nykh navykov u detei»

Download an article

Статья посвящена вопросу изучения процесса формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста посредством целенаправленной педагогической деятельности воспитателей. Рассматриваются теоретические основы и практические методики, используемые специалистами для эффективного развития у детей необходимых компетенций, включая коммуникативные способности, эмоциональный интеллект и навыки конструктивного взаимодействия. Особое внимание уделяется созданию комфортной образовательной среды, обеспечивающей эффективное развитие социальных навыков, а также разработке индивидуальных программ коррекции и поддержки детей с особыми потребностями.

Publication date: 10.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Anara A. Bikbaurova
FSBEI of HE "Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University" , Нижегородская обл

«Development of Educational Motivation in a Digital Environment: From Consumer Interest to the Formation of Future Professional Competencies»

Download an article

The article addresses the problem of insufficient student motivation to study information technologies and proposes a model for integrating curricular and extracurricular computer science activities to foster a sustainable interest in the IT sphere. The principles of best pedagogical practices are outlined, including a practice-oriented approach, the study of cross-cutting digital technologies, contextual learning, and career guidance support. The article presents elements of the model's implementation in a lyceum, as well as expected results and prospects for its application.

Психология

Publication date: 10.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Mariia K. Romanova
SAEI of HE "Moscow City University" , Москва г

«Psikhologo-pedagogicheskie usloviia sotsializatsii podrostkov s rasstroistvami autisticheskogo spektra»

Download an article

В статье рассматривается комплекс психолого-педагогических условий, способствующих успешной социализации подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). Актуальность темы обусловлена возрастающей распространенностью РАС и специфическими трудностями, возникающими в подростковый период, который является критическим для формирования социальной компетентности и личностной идентичности. На основе анализа современной литературы и обобщения эмпирического опыта выявлены и охарактеризованы ключевые условия: создание инклюзивной образовательной среды, реализация программ формирования социально-бытовых навыков, применение технологий структурированного обучения и визуальной поддержки, организация психолого-педагогического сопровождения семьи, а также целенаправленное развитие коммуникативных навыков. В статье представлены таблицы и рисунки, обобщающие материалы исследований. Результаты работы могут быть использованы в практике специалистов психолого-педагогического профиля, работающих с подростками с РАС.

Физическая культура и спорт

Publication date: 02.12.2025
Evaluate the material Average score: 5 (Всего: 1)
Ekaterina G. Saiganova , candidate of psychological sciences
FSBEI of HE “The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration” , Москва г

«Dialog kul'tur v fizicheskom vospitanii v vysshei shkole»

Download an article

Статья посвящена вопросу о роли и значения этнокультурных аспектов в процессе физического воспитания студенческой молодежи в высших учебных заведениях. Целью является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности интеграции этнокультурного компонента в учебный процесс по дисциплинам физической культуры. Задачи исследования: проанализировать современное состояние проблемы; выявить отношение студентов к этнокультурным элементам на занятиях; разработать и апробировать программу, включающую национальные виды физической активности; оценить ее влияние на мотивацию, психоэмоциональное состояние и социально-коммуникативные навыки обучающихся. В ходе педагогического эксперимента была внедрена авторская программа, основанная на использовании народных игр, единоборств и танцев. Результаты исследования показали, что студенты экспериментальной группы продемонстрировали статистически значимое повышение уровня мотивации к занятиям, улучшение показателей психологического климата в учебных группах и рост интереса к традиционной культуре. Полученные данные свидетельствуют о необходимости учета этнокультурного фактора как значимого ресурса для оптимизации физического воспитания в поликультурной среде вуза. Разработанная программа может быть рекомендована к использованию в практике работы кафедр физического воспитания.

Экономика (экономическая теория, финансы, бухгалтерский учет, статистика и др.)

Publication date: 09.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Ekaterina I. Baliabina
Svetlana A. Strekalova
FGBOU VO "Sibirskii gosudarstvennyi industrial'nyi universitet" , Кемеровская обл

«Konvergentnye sistemy biznes-obespecheniia: ot kontseptsii k prakticheskoi realizatsii»

Download an article

В условиях цифровой трансформации и растущей волатильности бизнес-среды перед организациями остро встает вопрос о создании целостных, интегрированных систем обеспечения непрерывности и устойчивости. Конвергентный подход, объединяющий ранее разрозненные области – от IT-инфраструктуры до управления рисками и операционной деятельности, – становится ключевым стратегическим ответом на современные вызовы. В статье рассматривается эволюция концепции конвергентных систем бизнес-обеспечения, анализируются ключевые компоненты и технологическая основа для их построения и предлагается практический путь от теоретической модели к внедрению.

Педагогика

Publication date: 19.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Inna V. Laukhina
Olga V. Pilicheva
MBU DO "DDT" , Белгородская обл

«Istoriia i dukhovnye traditsii kak kliuchevye osnovy formirovaniia nravstvennykh kachestv u uchashchikhsia v obrazovatel'noi srede»

Download an article

В статье рассматривается значение истории и духовных традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения в учреждениях дополнительного образования детей.

Publication date: 19.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Liliia M. Nurutdinova
MADOU "D/S 147 KV s tatarskim iazykom vospitaniia i obucheniia" , Татарстан Респ

«Profilaktika psikhoemotsional'nogo napriazheniia detei rannego vozrasta»

Download an article

В статье расписывается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста. Отмечается, что адаптивные возможности ограничены, поэтому важна профилактика психоэмоционального напряжения.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Publication date: 25.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Elena A. Kozlova
MBDOU "Batyrevskii D/S "Tsentral'nyi" , Чувашская Республика - Чувашия

«Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Download an article

This article examines the pressing issue of developing self-care skills in 3- to 4-year-old children. Self-care is a crucial component of a child's personal development, the first step toward independence and social adaptation.The author describes the main pedagogical techniques, methods and conditions that contribute to the successful acquisition of cultural and hygienic skills by children (washing, dressing, eating). Particular attention is paid to creating a developing subject-spatial environment, using gaming technologies and interacting with parents to reinforce skills at home. The article is intended for preschool teachers and parents of their pupils.

Биологические науки

Publication date: 29.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Maksim D. Strigunkov
Dmitrii P. Voitovich
FGBU "Natsional'nyi park "Losinyi ostrov" , Москва г

«Bioekologicheskii monitoring ryb i vodnykh ptits natsional'nogo parka "Losinyi ostrov»

Download an article

В статье приводятся отдельные выводы научно-исследовательской работы, содержащие исследования рыбы и птиц национального парка, который является особо охраняемой природной территорией. Новизна работы заключается в подробном описании состояния птиц и рыбы, обитающих в национальном парке, в разрезе влияния на них биоэкологических и природно-климатических факторов.

Педагогика

Publication date: 30.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Gul'nora K. Takhirova , bachelor
MBDOU "D/S KV 84" , Белгородская обл

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Download an article

Статья посвящена актуальной проблеме безопасного поведения детей на дорогах. Описана работа ДОУ в данном направлении.

Publication date: 30.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Adelia V. Kabdrakhimova
MBOU "SOSh 51" , Астраханская обл
Marina A. Pavlova
MBOU "SOSh 27" , Астраханская обл

«Formirovanie nravstvennoi pozitsii obuchaiushchikhsia obrazovatel'nogo protsessa na urokakh matematiki»

Download an article

Статья посвящена вопросу роли уроков математики в формировании нравственной позиции учащихся образовательных организаций. Рассматривается специфика использования математических знаний и методик для развития морально-этических качеств школьников.

Publication date: 30.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Aelita A. Posrednikova
MBOU "Staroil'deriakovskaia SOSh" Aksubaevskogo munitsipal'nogo raiona Respubliki Tatarstan , Татарстан Респ

«Osobennosti metodov obucheniia angliiskomu iazyku dlia razvitiia kommunikativnykh UUD pri ispol'zovanii tsifrovoi obrazovatel'noi sredy»

Download an article

В статье рассматриваются особенности применения различных методов обучения английскому языку в контексте цифровой образовательной среды (ЦОС) с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Анализируются преимущества и недостатки использования цифровых инструментов для активизации речевой деятельности, формирования навыков сотрудничества и развития критического мышления. Особое внимание уделяется методическим аспектам организации учебного процесса, направленным на эффективное использование возможностей ЦОС для достижения образовательных целей.

Publication date: 30.10.2025
Evaluate the material Average score: 3 (Всего: 1)
Elvira M. Otakulova
Larisa L. Dudina
Natalia A. Barinova
MBDOU "D/S "Vasilek" KV" , Татарстан Респ

«Rol' predmetno-razvivaiushchei sredy dlia razvitiia kommunikativnykh navykov u doshkol'nikov s OVZ»

Download an article

В статье рассматривается роль предметно-развивающей среды для развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ. Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Publication date: 30.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Svetlana I. Aslanova
MBOU "SOSh 37" , Кемеровская обл

«Ispol'zovanie tsifrovykh resursov i sotsial'nykh setei dlia podgotovki k OGE po obshchestvoznaniiu»

Download an article

В статье рассматриваются актуальные возможности цифровых платформ и социальных сетей для повышения эффективности подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Проанализированы преимущества и риски использования онлайн-ресурсов. Представлен систематизированный обзор наиболее полезных инструментов и даны практические рекомендации по их интеграции в учебный процесс для учителей, репетиторов и самостоятельной работы учащихся.

Publication date: 29.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Alevtina S. Kuvina
MAOU "Gimnaziia 5" , Свердловская обл

«Osobennosti metodov obucheniia informatike dlia razvitiia kommunikativnykh UUD pri ispol'zovanii tsifrovoi obrazovatel'noi sredy»

Download an article

В статье рассматриваются особенности методов обучения информатике, которые способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий при использовании цифровых образовательных сред. Рассматриваются основные методы обучения, такие как исследовательский, эвристический и метод проектов, а также особенности цифровой среды, включая интерактивность, совместную работу и индивидуализацию. Приводятся преимущества и проблемы использования цифровых технологий в образовании.

Publication date: 10.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Liutsiia R. Faizulina , degree-seeking student
MBOU "Mnogoprofil'naia shkola 181" Sovetskogo raiona g. Kazani , Татарстан Респ

«Kul'tura kak resurs: razvitie kreativnosti podrostkov v obrazovatel'noi srede»

Download an article

В статье рассматривается проблема развития креативности как ключевой компетенции современного человека в подростковом возрасте. Представлена модель работы, интегрирующая культурный контекст в образовательную среду через систему практико-ориентированных методов и форм деятельности. Описаны конкретные педагогические практики (арт-медиация, проектная деятельность, культурная идентификация), показавшие свою эффективность в формировании творческих качеств личности, критического мышления и гражданской идентичности школьников.