List of publications on a keyword: «когнитивный»
Педагогика
FGKOU "Ekaterinburgskoe suvorovskoe voennoe uchilishche" Minoborony Rossii , Свердловская обл
«Formirovanie osnov grazhdanskoi kompetentnosti obuchaiushchikhsia»
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием гражданской компетентности обучающихся. Дается определение понятий «компетентность», «гражданская компетентность» и ее структурные компоненты, формулируются возможные пути формирования гражданской компетентности в образовательной деятельности.
Психология
MBDOU "D/S 40 "Radost'" , Чувашская Республика - Чувашия
«Psikhologicheskie aspekty patrioticheskogo vospitaniia doshkol'nikov»
Alina V. Turchenkova
Tatiana I. Oleshko , candidate of psychological sciences, associate professor , доцент, преподаватель
FSBEI of HE "Aramvir State Pedagogical University" , Краснодарский край
«Osobennosti vnimaniia u detei mladshego shkol'nogo vozrasta»
В статье рассматривается проблема противоречия между потребностью в воспитании нового поколения, способного сосредотачивать внимание на конкретных объектах, а также недостатком внимания к развитию способностей у детей младшего школьного возраста. Авторы подчеркивают, что проблема исследования заключается в психолого-педагогических требованиях к формированию уровня внимания детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. Значимость и актуальность проблемы развития уровня внимания в младшем школьном возрасте определили тему исследования «Внимание детей младшего школьного возраста».
Педагогика
Linara I. Ishtriakova
MADOU D/S 69 "Ladushki" Starooskol'skogo gorodskogo okruga , Белгородская обл
«Sila igry: chetyre preimushchestva dlia razvitiia rebenka»
ChUOO VO "Meditsinskii universitet "Reaviz" , Самарская обл
«Rezervy povysheniia effektivnosti obucheniia v universitete»
В 2022 году было проведено анкетирование 92 студентов медицинского ВУЗа, 22 юношей и 70 девушек среднего возраста 26,34± 0,74 лет, взятых методом сплошной выборки, по целенаправленной анкете, разработанной автором. Были изучены отдельно эмоциональный, мотивационно- поведенческий и когнитивный компоненты отношения современных студентов к обучению в ВУЗе. На основе результатов выявлены резервы повышения эффективности обучения в ВУЗе.
Психология
Natal'ia I. Rishko
Polina O. Teslenko
FSBEI of HE "Tambov State University named after G.R. Derzhavin" , Тамбовская обл
«Neiropsikhologicheskie osobennosti lits, stradaiushchikh rasstroistvami pishchevogo povedeniia»
Педагогика
FSBEI of HE "Mari State University" , Марий Эл Респ
«Etnodizain kak sredstvo formirovaniia khudozhestvenno-oformitel'skoi kompetentnosti budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniia»
В статье определены значение и задачи «этнодизайна» в формировании художественно-оформительской компетентности. Выделены основные структурные компоненты художественно-оформительской компетентности будущих педагогов профессионального обучения: когнитивный, деятельностный, мотивационно-творческий. Представлены результаты исследований для изучения специфики развития художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна.
Коррекционная педагогика
Vera A. Dubovskaia , candidate of pedagogic sciences
Elizaveta V. Konstantinova
FSFEI of HE “Kurgan State University” , Курганская обл
«Характеристика диалогической формы речи старших дошкольников в норме и при патологии»
Общая психология и психология личности
Andrei V. Isaev , candidate of engineering sciences
Volgograd State Social Pedagogical University , Волгоградская обл
Liudmila A. Isaeva
FSFEI of HE “Volgograd State Technical University” , Волгоградская обл
«Понимание подростками комфортной среды в образовательном учреждении как субъективный показатель успешности освоения учебных программ»
Педагогика
MPEI «Smolenskiy Kindergarten» , Иркутская обл
«Didactic Games in a Preschool Institution as a Means of Vocabulary Acquisition in Younger Preschoolers»
In this article, features of vocabulary development in younger preschool children are considered, and resource capabilities of pedagogical conditions for its development in the conditions of a preschool institution are discussed. The directions for the successful vocabulary development in children of primary preschool age are determined.
Viktoriia V. Karikh
FSBEI of HE "Irkutsk State University" , Иркутская обл
«Osobennosti formirovaniia kul'tury zdorov'ia u detei starshego doshkol'nogo vozrasta posredstvom ortobioticheskogo podkhoda»
В статье рассматривается актуальная проблема формирования культуры здоровья в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что увеличивается количество детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем. Проанализировав различные точки зрения авторов по проблеме, мы пришли к выводу о том, что дошкольный период является сенситивным периодом в формировании представлений о культуре здоровья. При этом такая деятельность должна осуществляться на основе ортобиотического подхода. Авторами представлены направления, цель, критерии оценки, методики, и особенности культуры здоровья. Изучены взгляды авторов на данную проблему, описываются методики и результаты исследования культуры здоровья детей подготовительной группы.
MADOU D/S 148 "Rucheek" , Иркутская обл
«Sanogennaia refleksiia kak uslovie professional'nogo samoobrazovaniia pedagogov doshkol'noi organizatsii»
Филология и лингвистика
Pedagogical Institute FSAEI of HE “Belgorod State National Research University” , Белгородская обл
«Metafora kak mekhanizm obrazovaniia pedagogicheskikh terminov»
Статья посвящена проблеме терминообразования в условиях современной межкультурной коммуникации. Представлена трактовка педагогического термина в современном понимании с позиций лингвистической науки. Метафора рассматривается в качестве одного из механизмов образования педагогических терминов, в частности, когнитивного.
Дошкольная педагогика
FSBEI of HE "Irkutsk State University" , Иркутская обл
«Podgotovka pedagogov k razvitiiu igrovoi deiatel'nosti detei doshkol'nogo vozrasta»
Аннотации: статья посвящена проблеме подготовки педагога к руководству игровой деятельностью детей дошкольного возраста. Автор представляет теоретический анализ основных позиций в интерпретации категории «готовность педагога», конкретизирует ее структуру. В работе представлен содержательный анализ состояния проблемы исследования готовности педагогов дошкольного образования в современной педагогической и психологической литературе.
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
FSBEI of HE "Irkutsk State University" , Иркутская обл
«Osobennosti proiavleniia pozitivnoi sotsializatsii detei mladshego doshkol'nogo vozrasta posredstvom didakticheskoi igry»
Статья посвящена проблеме социализации детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Под позитивной социализацией понимается позитивное эмоциональное состояние с принятием культурных ценностей и моральных норм. Диагностика когнитивного, оценочного и поведенческого компонента младших дошкольников показала преобладание среднего уровня социализации, что свидетельствует о недостаточном введении метода дидактической игры в обеспечение социализации.
Психологические аспекты педагогической деятельности
ChOU "Pereslavskaia pravoslavnaia gimnaziia" im. sviatogo blagovernogo velikogo kniazia A. Nevskogo" , Ярославская обл
«Cognitive basis of communication as a factor of a resultative lesson»
Согласно автору, в процессе урока нередко у учащихся возникает недопонимание с учителем, непонимание того материала, который предлагает им учитель, поэтому стоит обратить внимание на такое явление, как когнитивный базис коммуниканта (в данном случае учащегося), которое оказывает влияние на процесс коммуникации.
Педагогика
MBDOU D/S 59 , Ростовская обл
«Ispol'zovanie IKT v patrioticheskom vospitanii doshkol'nikov»
Психолого-педагогические аспекты образования
FSBEI of HE "Altai State University" , Алтайский край
Nadezhda G. Voronova , candidate of philological sciences , доцент
FSBEI of HE “Altay State Pedagogical University” , Алтайский край
«Analiz opyta raboty uchitelia russkogo iazyka v aspekte kognitivnogo podkhoda k obucheniiu»
В статье анализируется ситуация учебного взаимодействия с целью определения степени ее конфликтности. В качестве источника конфликта рассматривается несовпадение когнитивных профилей участников учебного взаимодействия. Исходя из результатов анализа дидактических материалов, представленных в учебнике и конспектах уроков учителя, а также диагностики стилевых предпочтений учащихся и класса делается вывод о наличии оснований для «конфликта стилей»: учебник в большей степени ориентирован на левополушарных учащихся, учитель демонстрирует «западный» подход к обучению, в то время как большинство учащихся в классе – «синоптики».
Педагогика
FSBEI of HE "Moscow State Linguistic University" , Москва г
«Rezul'taty eksperimental'nogo issledovaniia po komplektovaniiu grupp v usloviiakh intensivnogo obucheniia»
Статья посвящена проблеме специфики комплектования групп в условиях интенсивного обучения взрослых. В работе представляются результаты экспериментального исследования, проводимого в ЦИО иностранным языкам МГЛУ. В качестве основных психолого-педагогических критериев комплектования групп в условиях интенсивного обучения выделяются индивидуально-психологические особенности функционирования механизмов восприятия, памяти, мышления учащихся с различными типами нервной системы (инертный/лабильный), что позволяет определить уровень развития коммуникативных способностей, необходимых для успешности обучения иноязычному общению. Комплектование групп предлагается проводить на основе тестирования коммуникативных способностей с учетом параметров памяти, восприятия, мышления. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости соблюдения принципа сбалансированного комплектования групп с учетом ряда параметров, обеспечивающих оптимальные условия успешности обучения учащихся коммуникативного и когнитивного типа в условиях интенсивного обучения.
Yaroslavl Higher Military School of Air Defense of the Ministry of Defence of the Russain Federation , Ярославская обл
«Совершенствование методической подготовки преподавателя военного вуза как фактор повышения эффективности подготовки курсантов как современных профессионалов»
В настоящее время серьезное внимание в подготовке курсантов военных зенитных ракетных вузов уделяется формированию у них высокого профессионализма. Необходимо отметить, что современный военный профессионал должен не только хорошо знать высокотехнологическое вооружение, умело его использовать, но и уметь постоянно совершенствовать ее. Однако общая педагогическая практика показывает, что часто вопросы обучения курсанта как профессионала связываются только с когнитивным компонентом, количеством материала, даваемого курсантам. Однако усвоение учебного материала обучаемыми зависит от того, насколько они способны усвоить его и насколько правильно педагогом выбраны формы и методические приемы его доведения до курсантов.
Система образования
FSBEI of HE "Moscow State Linguistic University" , Москва г
«Факторы интенсификации процесса обучения иноязычной коммуникации взрослых»
В статье рассматриваются способы интенсификации процесса обучения иностранному языку взрослых. Автор предлагает комплексное применение методических приемов интенсификации процесса обучения и приемов активизации психической деятельности, что, как показывает практика, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей у учащихся «коммуникативного» и «когнитивного» типа.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
FSBEI of HE “Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation” , Башкортостан Респ
«To the question of the logical analysis of the structure of the sentence»
The article is devoted to the problems of interrelation between the logical and semantic levels of thinking. This approach allows us to reveal the essential latent patterns of linguistic structures serving as verbal packaging of the results of complex mental procedures. Comprehension of existing concepts in logic and linguistics in the context of cognitive science can contribute to solving actual practical and theoretical problems of modern linguistics related to the correlation of logical-cognitive and syntactic categories.
Педагогика
FSBEI of HE "Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University" , Нижегородская обл
«Исследование структурно-содержательных компонентов правового сознания умственно отсталых старшеклассников»
В статье рассматривается проблема развития правового сознания у детей и подростков с умственной отсталостью. Данный вопрос на сегодняшний день является актуальным, но недостаточно разработанным в современной дефектологии. В работе представлен сравнительный анализ когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов правового сознания умственно отсталых старшеклассников и школьников с нормальным интеллектуальным развитием. Особое внимание уделено поведенческому компоненту правосознания умственно отсталых школьников как основному маркеру степени интериоризации ими социально-правовых норм.
Психолого-педагогические аспекты образования
FSBEI of HE "Chechen State University" , Чеченская Респ
«Структурные компоненты готовности педагога-психолога к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с педагогами»
В статье рассматриваются основные компоненты готовности будущего педагога-психолога к использованию в своей работе здоровьесберегающих технологий с целью укрепления здоровья педагогов. Автор считает, что выявление главных структурных составляющих данного умения, его критериев и показателей позволит более четко наметить психолого-педагогические условия его формирования у студентов в рамках профессиональной подготовки в вузе.
Психология
Herzen State Pedagogical University of Russia , Санкт-Петербург г
«Психологическая структура личностной успешности»
В статье кратко представлен авторский подход к пониманию структурных элементов психологического феномена личностной успешности, основными из которых являются когнитивный, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и поведенческий. Позиция автора базируется на ранее проведенном теоретическом анализе проблемы личностной успешности в современной науке, принципах системного подхода в отечественной психологии и эмпирических разработках структуры разных видов успешности других исследователей.