List of publications on a keyword: «граф»
Педагогика
GPOU "Syktyvkarskii kolledzh servisa i sviazi" , Коми Респ
«Формирование ценностного отношения к предмету у студентов колледжа на уроках географии»
В статье рассматривается опыт преподавания географии в ГПОУ «Сыктывкарском колледже сервиса и связи», где особое внимание уделяется региональному компоненту и практико-ориентированным формам обучения. Показывается, как через проектную деятельность, краеведческие исследования, использование цифровых карт и анализ реальных профессиональных ситуаций формируется ценностное отношение студентов к предмету и родному краю. Автором подчеркивается, что география в колледже выступает не только как источник знаний, но и как инструмент профессионального и личностного становления будущих специалистов сферы сервиса и связи в условиях уникального природно-культурного пространства Республики Коми.
Исследования в образовании и образовательные практики
MBOU "Ishleiskaia SOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Tipichnye oshibki u izuchaiushchikh russkii iazyk kak nerodnoi. Sposoby preduprezhdeniia oshibok»
MBDOU "Shygyrdanskii D/S "Romashka" , Чувашская Республика - Чувашия
«Plastilinografiia kak sredstvo razvitiia khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostei u detei doshkol'nogo vozrasta»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
MBOUDO "TsRTDiIu im. A.I. Andrianova" , Чувашская Республика - Чувашия
«Master-klass "Muzykal'no-ritmicheskie igry na zaniatiiakh po khoreografii»
Педагогика
MBU DO "DShI p. Maiskii" , Белгородская обл
«Vidy rospisi po tkani i ikh osobennosti kak osnova esteticheskogo vospitaniia»
В статье рассматриваются основные виды росписи по ткани и их особенности как основа эстетического воспитания. Особое внимание уделяется художественным и техническим особенностям каждого метода росписи, влиянию на создание выразительного художественного образа. Анализируются эстетические качества росписи по ткани как формы декоративно-прикладного искусства, подчеркивается роль колористики, фактуры и композиции в формировании визуального восприятия.
Исследования в образовании и образовательные практики
MBDOU "D/S 1 "Berezka" , Чувашская Республика - Чувашия
«Sistema logopedicheskoi raboty po preduprezhdeniiu narushenii pis'ma»
В статье рассматривается проблема формирования психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению с акцентом на профилактику нарушений письменной речи. Обосновывается необходимость целенаправленной работы по предупреждению дисграфии уже в дошкольном возрасте, до начала систематического обучения. Подробно описывается система опережающего коррекционно-развивающего воздействия, включающая формирование фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза, развитие полисенсорной основы восприятия, лексико-грамматического строя речи, зрительно-моторной координации и пространственных представлений.
MAOU "SOSh im. K.D. Ushinskogo" , Чувашская Республика - Чувашия
«Issledovatel'skaia rabota "Matematika v geografii" v 5-6 klassakh»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
Gelsirin R. Zabirova
MAOU "Shygyrdanskaia SOSh im. professora E.Z. Feizova" , Чувашская Республика - Чувашия
«Geografiia denezhnykh znakov v matematicheskikh vyrazheniiakh»
Современные технологии в образовании
Моргаушская СОШ , Чувашская Республика - Чувашия
«Infografika kak instrument povysheniia effektivnosti obucheniia istorii i obshchestvoznaniiu»
В статье рассматривается дидактический потенциал инфографики как средства визуализации учебной информации в курсах истории и обществознания. Анализируются ключевые принципы создания эффективных информационных графиков, включая четкость, визуальную иерархию и адаптивность. Особое внимание уделяется роли инфографики в развитии критического мышления, аналитических способностей и визуальной грамотности учащихся. На основе анализа педагогической практики сформулированы практические рекомендации для педагогов по интеграции инфографики в учебный процесс на различных его этапах. Доказывается, что системное использование инфографики способствует преодолению когнитивной перегрузки, углубленному усвоению сложных понятий и повышению учебной мотивации школьников.
MBOU "SOSh 1" , Чувашская Республика - Чувашия
«Proektnyi metod v sisteme geograficheskogo obrazovaniia: teoriia i praktika (iz opyta raboty)»
В статье рассматривается проектная деятельность как эффективный метод обучения географии в современной школе. Автором проанализированы теоретические основы проектного метода, его история и практическое применение в образовательном процессе. Цель исследования заключается в обосновании эффективности проектного метода обучения географии и его влияния на развитие личностных качеств учащихся. В работе представлена классификация проектов по различным критериям: содержанию, способу деятельности, уровню интеграции, продолжительности и количеству участников. Методологическая база исследования включает анализ педагогической практики, систематизацию опыта применения проектных технологий на уроках географии. В статье подробно описаны этапы реализации проектного метода и приведены конкретные примеры проектов для учащихся 5–11 классов. Практическая значимость работы определяется представлением системы проектных заданий по географии, адаптированных для разных возрастных групп. Особое внимание уделяется возможности применения проектного метода как с одаренными, так и со слабоуспевающими учащимися. Результаты исследования демонстрируют, что проектная деятельность способствует повышению учебной мотивации, развитию исследовательских навыков и формированию активной жизненной позиции учащихся. Внедрение проектного метода позволяет значительно повысить качество знаний по географии и эффективность образовательного процесса в целом.
Исследования в образовании и образовательные практики
MBOU "SOSh p. Opytnyi" , Чувашская Республика - Чувашия
«Ot zubrezhki k ponimaniiu: sovremennye strategii izucheniia slovarnykh slov»
В статье раскрываются ключевые аспекты влияния изучения словарных слов на развитие орфографической грамотности, расширение активного словарного запаса, формирование памяти и внимания, развитие языковой компетенции, повышение уверенности учащихся в собственных знаниях. Особое внимание уделяется практическим методам освоения словарных слов: мнемотехнике, игровым технологиям, творческим заданиям, использованию цифровых образовательных ресурсов. Статья представляет интерес для учителей начальных классов, методистов и всех, кто занимается вопросами развития грамотности младших школьников.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
MBOU "Chumankasinskaia SOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Razvitie melkoi motoriki obuchaiushchikhsia nachal'nykh klassov kak psikhologo-pedagogicheskaia problema»
В статье рассматривается актуальная проблема развития мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста. Обосновывается системообразующая роль тонкой моторной координации в успешном овладении ключевыми учебными навыками, прежде всего письмом, а также ее влияние на становление высших психических функций: речи, внимания, мышления. Анализируются психофизиологические механизмы взаимосвязи моторного и когнитивного развития. Особое внимание уделяется классификации и детальному описанию методов и приемов работы, применимых в рамках урочной и внеурочной деятельности. Статья имеет практико-ориентированную направленность и предназначена для педагогов начального общего образования, школьных психологов и других специалистов, занимающихся вопросами детского развития.
Педагогика
MBOU "Niskasinskaia SOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Prepodavanie rodnogo iazyka v sel'skikh shkolakh: novye vyzovy»
В статье рассматривается актуальная проблема преподавания родного языка в сельских школах России. Внимание обращено на новые вызовы, связанные с демографическими изменениями, недостатком материально-технической базы, а также культурными и социальными аспектами. Анализируются современные методики преподавания, роль педагогов и необходимость государственной поддержки. Особое внимание уделяется интеграции инновационных технологий и созданию комфортной образовательной среды. Статья опирается на последние исследования и данные Министерства просвещения РФ.
MBOU "SOSh 55" , Чувашская Республика - Чувашия
«Korrektsiia pis'mennoi rechi u mladshikh shkol'nikov»
В статье рассматривается вопрос о коррекции письменной речи у младших школьников. Отмечается, что процесс коррекции дисграфии – это кропотливая и длительная работа, требующая индивидуального подхода к каждому ребёнку. Логопед, после проведения тщательной диагностики, разрабатывает специальную программу коррекционных занятий.
Культурология и искусствоведение
GU DO "Krasnokutskaia detskaia khudozhestvennaia shkola im. G.D. Krivoruchko" , Саратовская обл
«Goticheskaia skul'ptura Germanii»
В статье рассматривается история становления и развития готической скульптуры в Германии, начиная с её зарождения под влиянием французской традиции и до формирования самостоятельных художественных направлений в XIII–XV вв. Особое внимание уделяется роли феодальной раздробленности, которая способствовала появлению выразительных и эмоционально насыщенных образов, отражающих духовные и социальные поиски эпохи. В работе анализируются стилистические особенности немецкой готики, такие как лёгкость и устремлённость форм, остроконечные элементы, декоративное богатство и внимание к натуралистическим деталям. Рассматриваются значимые памятники, включая «Триумфальное Распятие» в Хальберштадте и Вексельбурге, а также вклад скульптора Жана из Льежа в развитие мемориальной пластики. В результате исследования показано, что готическая скульптура Германии не только выполняла функцию храмового убранства, но и служила важным средством духовного воздействия, формируя художественный язык, оказавший влияние на последующее развитие европейского искусства.
Педагогика
GBOU "Respublikanskii fiziko-matematicheskii litsei-internat" , Северная Осетия - Алания Респ
«Primenenie grafiki na urokakh informatiki»
В статье рассмотрены виды компьютерной графики, ее использование в процессе образования. Особое внимание уделяется методическим аспектам преподавания графических технологий. Применение различных типов графики способствует активизации познавательной деятельности, заинтересованности со стороны учащихся.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
Elena A. Kozlova
MBOU "SOSh 1" , Чувашская Республика - Чувашия
«Formirovanie ekologicheskoi kompetentsii shkol'nikov na integrirovannom uroke khimii i geografii»
В статье рассматривается проблема формирования экологической компетенции школьников в условиях традиционного разделения учебных дисциплин. Акцентируется внимание на ограниченности фрагментарного подхода и обосновывается необходимость интеграции химии и географии при изучении экологически значимых тем. Методология основывается на анализе конкретных примеров интегрированных уроков, в которых химические закономерности связываются с географическими масштабами проявления процессов. Резюмируется, что объединение двух предметов помогает школьникам вырабатывать системное видение экологических проблем, связывать локальные химические реакции с глобальными изменениями в природе, формировать навыки поиска решений на основе междисциплинарного анализа. Подчёркивается, что интегрированный урок служит как образовательной, но и воспитательной практикой, поскольку способствует развитию ценностного отношения к окружающей среде.
Образовательный процесс в высшем и среднем профессиональном образовании
G.Ya. Sedov Institute of Water Transport (Brunch) FSFEI of HE "Admiral Ushakov Maritime State University" , Ростовская обл
«K voprosu ob organizatsii i metodakh prepodavaniia uchebnogo predmeta cherchenie v sisteme sovremennogo professional'nogo obrazovaniia»
В статье рассматривается вопрос об особенностях преподавания учебного предмета черчения, вытекающих из требований к наличному составу компетенций современного специалиста и уровням их развития. Дан краткий экскурс в историю становления учебного предмета в России. Названы основные противоречия, обусловившие сокращение и упразднение учебной дисциплины. Заостряется внимание на значении предмета в развитии теоретического мышления, пространственного воображения, навыков графической грамотности, которые являются базовыми при подготовке кадров технических специальностей. Дается теоретическое обоснование необходимых условий и способов управления развитием и воспитанием обучающихся в процессе их учебной чертежно-графической деятельности. Приведен пример совершенствования организации и методов преподавания учебной дисциплины в условиях конкретного колледжа, которые можно рассматривать как первый шаг на пути оптимизации преподавания учебного предмета «черчение» в системе современного профессионального образования.
Географические науки (география, история географии, страноведение, краеведение, геодезия и др.)
MBOU "Tsentr obrazovaniia 6" "Perspektiva" , Белгородская обл
«Interdisciplinary connections in geography teaching: implementation of the Federal State Educational Standard and the regional component of the Belgorod region»
В статье подчеркивается, что современное географическое образование в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) требует принципиально нового подхода к организации учебного процесса. Одним из ключевых направлений становится развитие межпредметных связей, которые позволяют обучающимся формировать целостное представление о мире и его закономерностях. В условиях новых образовательных стандартов особое значение приобретает интегративный подход, когда знания из различных дисциплин объединяются для решения комплексных задач и проблем. Межпредметные связи в преподавании географии представляют собой не просто формальное объединение различных учебных предметов, а глубокую интеграцию знаний, методов и подходов, направленную на формирование у обучающихся системного мышления и научной картины мира. В рамках ФГОС особое внимание уделяется развитию метапредметных компетенций, что делает межпредметные связи неотъемлемой частью образовательного процесса.
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
Dmitrii S. Rodionov
MAU DO "Tsentr detskogo tvorchestva g. Furmanova" , Ивановская обл
«Demograficheskaia dinamika na krepostnykh manufakturakh Iaroslavlia vo vtoroi polovine XVIII-pervoi polovine XIX vekov»
В статье исследуются проблемы демографического роста на предприятиях Ярославля во второй половине XVIII-первой половине XIX столетий. При этом конец XVIII века авторы статьи рассматривают как первую инновационную фазу промышленного переворота в России. Используя сравнительный метод исследования, было установлено, что во второй половине XVIII столетия наблюдался демографический кризис, который к началу 30-х годов XIX века на некоторых предприятиях сменился ростом населения.
Педагогика
Margarita D. Kobets
MBOU "SOSh 2" , Белгородская обл
«Razvitie kalligrafii pis'ma u mladshikh shkol'nikov»
Исследования в образовании и образовательные практики
MADOU "D/S 75 OV s prioritetnym osushchestvleniem deiatel'nosti po poznavatel'no-rechevomu razvitiiu detei" , Чувашская Республика - Чувашия
«Profilaktika narushenii pis'mennoi rechi u detei doshkol'nogo vozrasta s dizartriei»
В статье описаны механизмы развития письменной речи в норме и патологии, проблемы усвоения детьми дошкольного возраста с дизартрией навыков письма. Приведены рекомендации по проведению профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у данной категории детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
MBOU "SOSh 10" , Свердловская обл
«Izuchenie proizvedeniia N.V. Gogolia "Miortvye dushi" s ispol'zovaniem infografiki i testov»
Novocheboksarskaia OSh dlia obuchaiushchikhsia s OVZ , Чувашская Республика - Чувашия
«Kompleksnyi podkhod k analizu spetsificheskikh narushenii pis'ma u mladshikh shkol'nikov s narusheniem intellekta»
В статье рассматривается комплексный подход к анализу трудностей в письме у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Такой подход предполагает всестороннее изучение ребенка, учет множества взаимосвязанных факторов и разработку индивидуальной программы коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на устранение выявленных трудностей и стимулирование развития необходимых навыков.
Педагогика
Elena D. Khristoforova
FSBEI of HE "Aramvir State Pedagogical University" , Краснодарский край
«Informatsionnye sredstva obucheniia v prepodavanii geografii»
Статья посвящена применению информационных систем обучения (ИСО) на уроках географии, включая интерактивные картографические сервисы (например, 2GIS, Яндекс.Карты) и специализированные программы (ReefMaster, OziExplorer) для визуализации рельефа и анализа пространственных данных. Рассматриваются преимущества цифровых технологий, таких как дополненная реальность (Orboot) и ГИС-платформы (Google Earth Engine), для повышения мотивации учащихся и углубленного изучения географических процессов. Особое внимание уделено практико-ориентированным методам, включая эколого-краеведческие исследования и работу с реальными данными дистанционного зондирования. Отмечены вызовы цифровизации, включая технологическое неравенство школ и риск подмены фундаментальных знаний визуализацией. В работе подчеркивается трансформация географии в динамичную дисциплину, развивающую цифровую грамотность и аналитическое мышление.

