List of publications on a keyword: «рефлекс»
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
GAPOU ChR "Mezhregional'nyi tsentr kompetentsii - Cheboksarskii elektromekhanicheskii kolledzh" Minobrazovaniia Chuvashii , Чувашская Республика - Чувашия
«Sovremennye pedagogicheskie praktiki dlia uspeshnogo vnedreniia innovatsionnykh reshenii v obrazovatel'nyi protsess sistemy SPO»
Статья посвящена вопросу педагогических практик, обеспечивающих успешное внедрение инноваций в образовательную среду. Рассматриваются ключевые факторы эффективности педагогического сопровождения нововведений, включая повышение квалификации педагогов, использование цифровых инструментов и формирование интерактивных форм взаимодействия с обучающимися, развитие навыков саморефлексии и самооценки, организация проектно-исследовательской деятельности студентов. Автором отмечаются перспективы развития образовательной системы через применение современных педагогических практик.
Педагогика
OChU Mezhdunarodnaia gimnaziia innovatsionnogo tsentra "Skolkovo" , Москва г
«Samoreguliatsiia pri programmirovanii s generativnym II: shkol'noe keis-issledovanie»
В статье представлены результаты школьного кейс-исследования того, как семиклассники используют генеративный искусственный интеллект (ГИИ) при решении задач программирования и какие аспекты саморегуляции (планирование, мониторинг, рефлексия) при этом проявляются. Дизайн включал: 1) оценку качества ответов ИИ на учебные промпты (ChatGPT, YandexGPT); 2) включённое наблюдение за четырьмя учениками на 9 занятиях (3 месяца) с доступом к Blackbox AI в Visual Studio Code; 3) анкетирование по компонентам саморегуляции в логике трёхфазной модели Б. Циммермана. Зафиксированы поведенческие индикаторы планирования, мониторинга процесса и понимания, самообъяснения и рефлексии. Показано, что без специальных методик часть подростков выстраивает критически ориентированное взаимодействие с ГИИ, однако у части наблюдалось делегирование этапа планирования ИИ и поверхностная работа с ответами. Обсуждаются педагогические условия, переводящие ИИ из технологии простой выдачи ответов в технологию развития мышления учащегося.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
SOSh 56 , Чувашская Республика - Чувашия
«Integrirovannyi urok-igra po literature i ekologii po rasskazu V.P. Astaf'eva "Vasiutkino ozero»
В статье представлен конспект интегрированного урока-игры по литературе и экологии по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро», который представляет собой урок развивающего контроля. Целью работы является формирование нравственных понятий, чувства сопричастности к миру, природе, осознание себя частью целого.
Образовательный процесс в высшем и среднем профессиональном образовании
G.Ya. Sedov Institute of Water Transport (Brunch) FSFEI of HE "Admiral Ushakov Maritime State University" , Ростовская обл
«K voprosu ob organizatsii i metodakh prepodavaniia uchebnogo predmeta cherchenie v sisteme sovremennogo professional'nogo obrazovaniia»
В статье рассматривается вопрос об особенностях преподавания учебного предмета черчения, вытекающих из требований к наличному составу компетенций современного специалиста и уровням их развития. Дан краткий экскурс в историю становления учебного предмета в России. Названы основные противоречия, обусловившие сокращение и упразднение учебной дисциплины. Заостряется внимание на значении предмета в развитии теоретического мышления, пространственного воображения, навыков графической грамотности, которые являются базовыми при подготовке кадров технических специальностей. Дается теоретическое обоснование необходимых условий и способов управления развитием и воспитанием обучающихся в процессе их учебной чертежно-графической деятельности. Приведен пример совершенствования организации и методов преподавания учебной дисциплины в условиях конкретного колледжа, которые можно рассматривать как первый шаг на пути оптимизации преподавания учебного предмета «черчение» в системе современного профессионального образования.
Педагогика
Marina S. Osenneva , candidate of pedagogic sciences, associate professor
FGBOU VO "Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet" , Москва г
«Formirovanie umenii professional'no-lichnostnoi refleksii uchitelia v kontekste idei sravnitel'noi pedagogiki muzykal'nogo obrazovaniia Kitaia i Rossii»
Исследователи КНР отмечают, что, вступая в новую эпоху с постоянным углублением новых учебных программ, реформами образования и преподавания, модифицируются и требования к качеству подготовки учителей. Основными направлениями подобного пересмотра квалификационных характеристик в Китае сегодня рассматриваются умения учителя осуществлять рефлексию собственной профессиональной деятельности, что есть необходимое условие профессионального роста педагога, и в частности, педагога-музыканта. В этой связи в статье обосновываются имеющиеся противоречия, методологическая база исследования, гипотеза, научная новизна и методы решения обозначенной проблемы в аспекте сравнительной педагогики музыкального образования Китая и России.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
MBOU "SOSh 3" , Ленинградская обл
«Refleksiia kak etap sovremennogo uroka v usloviiakh FGOS»
В статье освещается значимость рефлексии как обязательного этапа современного урока в соответствии с ФГОС. Подчеркивается роль рефлексии в формировании у учащихся навыков самоконтроля, самоанализа и оценки собственной учебной деятельности. Приводятся примеры организации деятельности на этапе рефлексии.
Педагогика
FSBEI of HE "Yaroslav-the-Wise Novgorod State University” , Новгородская обл
«Razvitie refleksivnykh sposobnostei u mladshikh shkol'nikov sredstvami proektnoi deiatel'nosti»
Развитие рефлексивных способностей младших школьников – важная задача современной педагогики. Проектная деятельность является эффективным инструментом формирования критического мышления, способности анализировать собственную работу и достигать поставленных целей. В статье рассматриваются ключевые аспекты развития рефлексии у детей младшего школьного возраста посредством проектной деятельности.
MBOU "SOSh 12" Vakhitovskogo raiona g. Kazani , Татарстан Респ
«Development of students' research skills in geometry lessons in the 7th grade (using the example of studying the topic "The sum of the angles of a triangle")»
В статье представлена методическая разработка урока в форме исследовательской работы по теме «Сумма углов треугольника», геометрия, 7 класс. Это первый урок при изучении раздела «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Обучающиеся уже должны знать признаки и свойства параллельных прямых, аксиому параллельности. Цель урока – через исследовательскую деятельность, направленную на формулирование и доказательство данной теоремы, научить ребят применять теорему о сумме углов треугольника. Урок готовит базу для решения задач, доказательства теорем о соотношении сторон и углов треугольника. Активная познавательная деятельность школьников реализуется через различные формы работы на уроке: индивидуальную, групповую, в парах. Автором отмечено, что в ходе работы учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по геометрии.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБДОУ "Детский сад № 117" г. Чебоксары , Чувашская Республика - Чувашия
«Formirovanie pedagogicheskoi refleksii vospitatelei doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsii»
В статье раскрывается вопрос о формировании педагогической рефлексии воспитателей дошкольных образовательных организаций. Отмечается, что рефлексия, по сути, это глубокое самоанализ, обращение к собственному опыту, осмысление своих действий, поиск причин успеха и неудач. Это не просто оценка собственных поступков, а сложный психологический процесс, позволяющий понять глубинные механизмы взаимодействия с детьми и родителями, выявить собственные сильные и слабые стороны, определить направления для дальнейшего профессионального роста.
GPOU "Syktyvkarskii kolledzh servisa i sviazi" , Коми Респ
«Urok po russkomu iazyku na temu "Leksika. Professionalizmy. Professiia parikmakher»
Статья посвящена обобщению и распространению педагогического опыта на примере урока по теме «Лексика. Профессионализмы. Профессия парикмахер». В ней рассматриваются цели и задачи урока, его структура и результаты, а также важность активных форм обучения в процессе подготовки будущих специалистов. Опыт проведенного урока может быть полезен как для педагогов, так и для широкой аудитории, создавая возможности для адаптации и применения в различных образовательных контекстах.
Педагогика
Olga V. Pilicheva
MBU DO "DDT" , Белгородская обл
«Refleksivnaia kompetentnost' pedagoga kak sostavliaiushchaia uspeshnoi pedagogicheskoi deiatel'nosti»
Современные технологии в образовании
MBOU "SOSh 45" , Чувашская Республика - Чувашия
«Uchebnaia refleksiia kak komponent uchebnoi deiatel'nosti obuchaiushchikhsia mladshego shkol'nogo vozrasta v usloviiakh FGOS»
Статья посвящена проблеме создания развивающей среды на уроках в рамках ФГОС НОО. В представленной работе рассмотрено понятие рефлексии как психологического феномена, показана роль рефлексии, которая способствует образованию стабилизации единства личности обучающегося в ходе реализации личностно – ориентированного образования. Автором обозначены важные вопросы рефлексивной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, в частности формирование и развитие рефлексии у школьников на различных этапах урока, психолого-педагогические приемы рефлексии.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
SOSh 56 , Чувашская Республика - Чувашия
«Refleksiia kak etap sovremennogo uroka po FGOS»
Педагогика
MAOU "Litsei 130" , Свердловская обл
«Zadachi kak sredstvo razvitiia otsenochnoi samostoiatel'nosti uchashchikhsia v protsesse obucheniia matematike»
Статья посвящена рассмотрению задач как эффективного инструмента формирования оценочной самостоятельности учащихся в процессе обучения математике. Автором поднимается проблема недостаточного внимания к развитию метакогнитивных навыков, таких как самоанализ, критическая оценка собственных действий и способность выбирать оптимальные решения. Эти навыки, несмотря на их значимость для успешного освоения математического материала и подготовки к итоговой аттестации, часто остаются вне зоны приоритетного внимания. В работе раскрывается теоретическое обоснование понятия оценочной самостоятельности, её роль в развитии аналитического и критического мышления. Представлены методы, способствующие её формированию, такие как этапный подход к решению задач, использование задач с избыточными и недостающими данными, рефлексия над выбором стратегий и работа с ошибками. Особое внимание уделено интеграции этих методов в образовательный процесс старших классов.
Nataliia A. Subbotina
MBDOU D/S KV 72 "Mozaika" , Белгородская обл
«Refleksivnyi krug "Sledi za datchikom nastroeniia»
G.Ya. Sedov Institute of Water Transport (Brunch) FSFEI of HE "Admiral Ushakov Maritime State University" , Ростовская обл
«K voprosu o roli i metodakh prepodavaniia uchebnogo predmeta cherchenie v sisteme sovremennogo professional'nogo obrazovaniia»
Предмет статьи – особенности преподавания учебного предмета черчения, вытекающие из требований к наличному составу компетенций современного специалиста и уровням их развития. Дан краткий экскурс в историю становления учебного предмета в России. Названы основные противоречия, обусловившие сокращение и упразднение учебной дисциплины. Заостряется внимание на значении предмета в развитии теоретического мышления, пространственного воображения, навыков графической грамотности, которые являются базовыми при подготовке кадров технических специальностей. Дается теоретическое обоснование необходимых условий и способов управления развитием и воспитанием обучающихся в процессе их учебной чертежно-графической деятельности. Приведен пример совершенствования организации и методов преподавания учебной дисциплины в условиях конкретного колледжа, которые можно рассматривать как первый шаг на пути оптимизации преподавания учебного предмета «черчение» в системе современного профессионального образования.
MBOU "Novoaksubaevskaia NOSh" , Татарстан Респ
«Formirovanie funktsional'noi gramotnosti v nachal'noi shkole»
Современные технологии в образовании
MADOU "D/S 272" , Алтайский край
«Pedagogicheskaia praktika studentov v DOU kak sredstvo stanovleniia professional'nykh kompetentsii budushchikh spetsialistov»
Психология
FSBEI of THE "Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy" , Липецкая обл
«Age-Related Crises of Human Mental Development»
There are periods in a person's life when there are features and problems as-sociated not only with any external factors, but also with mental development. There are significant changes in thinking, attention, emotions, behavior, and relationships. This topic examines the crises that arise at various stages of human life: this is the crisis of the newborn, the crisis of adolescence, the crisis of middle age and others. Their analysis allows us to understand what goals and objectives a person faces at a certain age, what changes are taking place in his inner world and how he adapts to new conditions and people. Studying this topic will help to better understand the characteristics of personality and its development, as well as increase the chances of helping people cope with emerging problems.
Физическая культура и спорт
Basketbol'naia shkola Ball In , Москва г
«Analiz broskov miacha na osnove primeneniia refleksivnogo podkhoda u basketbolistov 15-16 let»
В статье представлены результаты анализа выполнения точных бросков в тренировочной и соревновательной деятельности с применением идеомоторной деятельности. Результаты исследования доказывают полезность применения рефлексивного метода в процессе подготовки баскетболистов. На основании полученных данных автор рекомендует к применению метод рефлексивного подхода в тренировочной деятельности в спортивных школах.
Экономика
Polzunov Altai State Techical University , Алтайский край
«Analysis of approaches to theoretical and experimental studies of the decision-making process in conditions of limited rationality in the oligopoly market»
The article considers the main approaches of mathematical reflection studies aimed at improving the results of forecasts of competitors' actions in the oligopoly market. The analysis of the k-level approach, the quantum best response equilibrium approach (QLD), the quantum k-level approach, and the cognitive hierarchies approach is carried out. The role of the objective function in optimization theory is defined and described. The conclusion is made about the influence of the approach chosen to predict the actions of competitors on the decisions made by the oligopolist to choose the optimal one.
Психология
Polina S. Nedozhdieva
Iakov A. Ershov
Tatiana I. Oleshko , candidate of psychological sciences, associate professor , доцент, преподаватель
FSBEI of HE "Aramvir State Pedagogical University" , Краснодарский край
«Psikhologicheskie osobennosti refleksii i samootsenki v iunosheskom vozraste»
Valentina I. Mishchenko , master
MBOU "Nachal'naia shkola - D/S 55" , Белгородская обл
«Refleksiia na urokakh fizicheskoi kul'tury mladshikh shkol'nikov»
В статье речь идёт о том, что уроки физической культуры являются неотъемлемой частью образовательного процесса и играют важную роль в развитии младших школьников. Возможность активно двигаться и участвовать в спортивных занятиях не только способствует укреплению здоровья, но и способствует развитию навыков и достижению благоприятных результатов.
Педагогика
MBDOU "D/S 44 "Polianochka" , Чувашская Республика - Чувашия
«Metody i tekhnologii effektivnogo vzaimodeistviia s roditeliami v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii»
Современные технологии в образовании
Irina V. Vakatova
MBOU "SOSh 10" ,

