List of publications on a keyword: «компетентность»
Педагогика
FSBEI of HE "M.E. Evsevev Mordovia State Pedagogical Institute" , Мордовия Респ
«Metodicheskie rekomendatsii po obucheniiu opisatel'noi statistike studentov srednego professional'nogo obrazovaniia (rabochie professii)»
В статье рассматривается значимость элементов математической статистики в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в частности – для представителей рабочих профессий. На конкретных примерах показано, как специалисты данных направлений регулярно сталкиваются с необходимостью обработки и анализа статистических данных. Приведены методические рекомендации для преподавателей по обучению данной темы студентов СПО.
Nikolai A. Riapisov , doctor of economic sciences, associate professor
FSBEI of HE "Novosibirsk State Pedagogical University" , Новосибирская обл
«Individualizatsiia professional'nogo razvitiia uchitelia khimii v usloviiakh nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniia pedagogov»
Задача становления и развития профессионального мастерства учителей решается в современной российской образовательной сфере в аспекте реализации идеи индивидуализации этих процессов. В качестве основного формата подобной индивидуализации органами управления образованием и профессиональным сообществом предложен индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) педагога, встроенный в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, разработанную в 2020 году. Внедрение ИОМ в образовательную практику обостряет проблему индивидуальных профессиональных запросов педагогов на непрерывное профессиональное развитие в условиях крайне формализованных требований системы управления образованием к процессу, структуре и содержанию ИОМ педагога. Исследование основывается на рефлексивном анализе отечественных публикаций, характеризующих необходимость и возможности использования ИОМ в сфере образования, а также опросов учителей и руководителей образовательных организаций, использующих механизм ИОМ в процессах профессионального развития педагогических кадров. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о необходимости оптимизации механизмов индивидуального профессионального развития учителей на основе методологии бесшовного образования, формирования субъектности педагога в процессе становления и развития его аутопсихологической компетентности, использования возможностей профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, методических объединений и т. д.), в том числе в области химического образования.
Социальные процессы и образование
MOU "Maiskaia gimnaziia Belgorodskogo raiona Belgorodskoi oblasti" , Белгородская обл
Galina V. Grinkova
MAU DO "TsDO "Uspekh" , Белгородская обл
Nina S. Borisova
Aleksandra E. Buzhinskaia
MOU "Maiskaia gimnaziia Belgorodskogo raiona Belgorodskoi oblasti" , Белгородская обл
Ol'ga E. Iuzeeva
MOU "Nachal'naia shkola "Raduga detstva" p. Maiskii" , Белгородская обл
«Formirovanie navykov pravil'nogo obshcheniia i povedeniia v obshchestve»
Статья посвящена вопросу формирования у детей дошкольного возраста (5–6 лет) необходимых навыков общения и адекватного поведения в социуме. Описываются основные цели, направления и методики воспитания, подчеркивающие значимость раннего развития социальной компетентности. Рассматриваются практические советы для родителей и педагогов, включая создание благоприятной атмосферы, поощрение активного общения, уважение к окружающим, разрешение конфликтов и формулирование четких правил поведения. Подчеркивается необходимость совместных занятий и упражнений, направленных на развитие социально значимых качеств. Статья ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся проблемами социализации дошкольников и желающих способствовать гармоничному формированию личности ребенка.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
MBOU "Vurnarskaia SOSh 2" , Чувашская Республика - Чувашия
«Razvitie vneurochnoi deiatel'nosti po fizicheskoi kul'ture cherez onlain-konkursy: metodologicheskii i prakticheskii aspekty»
В статье исследуется дидактический потенциал онлайн-конкурсов как эффективного инструмента модернизации внеурочной деятельности по физической культуре в условиях цифровой трансформации образования. На основе анализа педагогического опыта автора и релевантных образовательных ресурсов раскрываются методологические основания, классификация форм работы и конкретные механизмы интеграции дистанционных форматов. Особое внимание уделяется решению задач формирования метапредметных компетенций и созданию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
MBOU "SOSh 17" , Чувашская Республика - Чувашия
«Konspekt zaniatiia po teme "Chto takoe konflikt. Konfliktnye emotsii" (vozrast 14-16 let)»
В статье представлен конспект занятия, направленного на ознакомление подростков с понятиями конфликта и конфликтных эмоций, а также на развитие навыков их осознанного восприятия и управления ими. Особое внимание уделяется формированию у учащихся эмоциональной компетентности, умению выражать свои чувства и понимать эмоции других, что способствует улучшению межличностного общения и снижению напряженности в коллективе. Занятие построено с использованием активных методов обучения, позволяющих подросткам лучше усвоить материал и применить знания на практике.
Образовательный процесс в высшем и среднем профессиональном образовании
Svetlana A. Ivanova
GAPOU ChR "Mezhregional'nyi tsentr kompetentsii - Cheboksarskii elektromekhanicheskii kolledzh" Minobrazovaniia Chuvashii , Чувашская Республика - Чувашия
«Professional'no-orientirovannaia praktika kak kliuchevoi instrument proforientatsii, samoopredeleniia i lichnostnogo rosta»
В статье рассматривается вопрос о целях и задачах, которые ставит и решает профессионально-ориентированная практика. Авторы анализируют достоинства и прогнозируют результаты данной практики. Содержание практики основывается на практико-ориентированном обучении и интеграции дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла, реализуемых через профессиональную направленность и практическую подготовку.
Исследования в образовании и образовательные практики
MBOU "SOSh 3 g. Cheliabinska" , Челябинская обл
«Formirovanie chitatel'skoi kompetentnosti mladshikh shkol'nikov kak faktor razvitiia funktsional'noi gramotnosti v kontekste FGOS 2025»
В исследовании рассматриваются актуальные аспекты становления читательской культуры учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС 2025. Представлена авторская концепция поэтапного формирования навыков работы с текстом, включающая комплексную языковую подготовку и специальные методики чтения. Особое внимание уделяется интеграции современных образовательных технологий для развития функциональной грамотности школьников.
Педагогика
Kristina V. Dovydenko
MDOU "D/S 22" , Белгородская обл
«Emotsional'nyi intellekt v DOU: novye strategii razvitiia emotsional'noi kompetentnosti doshkol'nikov»
В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта (ЭИ) у детей дошкольного возраста как важного фактора успешной адаптации к школе и дальнейшей социальной жизни. Представлены результаты анализа современных исследований в области ЭИ, описаны инновационные стратегии и методы развития эмоциональной компетентности дошкольников, направленные на формирование эмоциональной осознанности, эмпатии, саморегуляции и социальных навыков. Проанализировано влияние ЭИ на учебную мотивацию, концентрацию внимания, снижение тревожности, улучшение социальных навыков и повышение успеваемости.
Natal'ia S. Arkhipova
MBEI "SOSh №6" , Кемеровская обл
«Pedagogical aspects of the functioning of the school media center in the context of the formation of a student's personality»
В статье рассматривается ключевая роль школьных медиацентров в современном образовательном процессе, акцентируя внимание на их значении для развития личности школьника в условиях глобального информационного обмена. Основная мысль заключается в том, что медиацентры являются эффективным инструментом для формирования медиаграмотности и творческого потенциала учащихся, что особенно актуально в условиях стремительных изменений, происходящих в мире.
Tashkentskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet , Uzbekistan
«Formirovanie pervykh akademicheskikh navykov studentov 1 kursa»
В статье рассматривается необходимость внедрения в учебный план специальной дисциплины, направленной на адаптацию студентов-первокурсников к процессу обучения в высшей образовательной организации и повышение уровня мотивации обучающихся к выбранной профессии, дано понятия академических навыков студентов. Обоснована необходимость преподавания учебной дисциплины «Академические навыки и профессиональная компетентность» студентам 1 курса. Перечислены различные виды академических навыков студентов, дано подробное описание основных пяти академических навыков, которые должны быть сформированы в самом начале учебного процесса.
Психология
FSBEI of HE "Shukshin Altai State Humanitarian and Pedagogical University" , Алтайский край
Elena V. Malikova , candidate of psychological sciences
FSBEI of HE “Altay State Pedagogical University” , Алтайский край
«Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti u obuchaiushchikhsia v usloviiakh sel'skoi shkoly»
В статье дается описание результатов диагностики уровня сформированности коммуникативной компетентности у обучающихся сельской школы. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (разработанное В.Ф. Ряховским – тест оценки уровня общительности, коммуникативности и В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным (КОС) – методика оценки коммуникативных и организаторских способностей.) На основе данных эмпирического исследования представлена характеристика уровня коммуникативной компетентности у обучающихся сельской школы.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
MBOU "SOSh 9" , Чувашская Республика - Чувашия
«K voprosu razvitiia "Ia-kontseptsii" detei mladshego shkol'nogo vozrasta»
В статье рассматриваются проблемы развития Я-концепции детей младшего школьного возраста. Отмечается, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы самооценки и самоценности. Все процессы, постигаемые обучающимся младшего школьного возраста, ведут к формированию Я-концепции человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
Evgeniia V. Zemlianushnova
MBU DO "Dom detskogo tvorchestva" , Белгородская обл
«Razvitie emotsional'nogo intellekta i sotsial'noi kompetentnosti odarionnykh detei: praktiki dopolnitel'nogo obrazovaniia v fokuse preodoleniia slozhnostei»
Статья посвящена вопросу преодоления социально-эмоциональных трудностей одаренных детей (сложности в коммуникации, эмпатии, командной работе, управлении эмоциями) через практики дополнительного образования. Авторы подчеркивают уникальный потенциал дополнительного образования для развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности благодаря гибкости и ориентации на интересы ребенка.
Педагогика
MBDOU "D/S 53" , Белгородская обл
«Sotsial'no-emotsional'nyi intellekt u detei starshego doshkol'nogo vozrasta»
MKU "Otdel obrazovaniia" , Татарстан Респ
«Sovershenstvovanie professional'noi kompetentnosti pedagoga»
Психология
Liudmila N. Ozhigova , doctor of psychological sciences
FSFEI of HE "Kuban State University" , Краснодарский край
«Kommunikativnaia kompetentnost' i trevozhnost' lichnosti u studentok pervogo kursa»
В статье рассматривается тревожность и ее взаимосвязь с коммуникативной компетентностью у студенток первого курса. Для исследования были использованы методики: Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, шкала проявлений тревоги Тейлор, диагностика стратегии психологической защиты В.В. Бойко, методика КОС (коммуникативные и организаторские склонности). По результатам исследования установлено, что коммуникативная компетентность связана с тревожностью: более высокий уровень тревожности нередко сопровождается снижением выраженности коммуникативных и организаторских способностей, а также усилением склонности к агрессивному или избегающему поведению.
Педагогика
Svetlana I. Khodykina
MBU DO "Dom detskogo tvorchestva" , Белгородская обл
«Metodicheskaia razrabotka master-klassa "Znakomstvo detei starshego doshkol'nogo vozrasta s professiei khudozhnik po keramike»
Institute of Philology and Intercultural Communication FSAEI of HE "Kazan (Volga Region) Federal University" , Татарстан Респ
«Interactive Methods in Teaching English»
This article discusses interactive learning, a contemporary educational approach that emphasizes the engagement of all participants in the learning process, including both teachers and students. Currently, this teaching method is widely adopted across various settings, such as schools, universities, courses, and training programs, due to its remarkable effectiveness in not only acquiring knowledge but also fostering personal skills and character development among students. Notably, interactive teaching methods can be utilized in nearly all types of training, whether in-person in group settings, online, or via telephone. The article also explores how students can be actively involved in interactive activities during English classes. Engaging students in this manner can yield impressive results when learning foreign languages.
Olga V. Pilicheva
MBU DO "DDT" , Белгородская обл
«Refleksivnaia kompetentnost' pedagoga kak sostavliaiushchaia uspeshnoi pedagogicheskoi deiatel'nosti»
Elena N. Iakovleva , doctor of art criticism
Herzen State Pedagogical University of Russia , Санкт-Петербург г
«K voprosu o kontsertmeisterskoi kompetentnosti studentov-pianistov v Kitae»
В статье автор предпринял попытку выявить сущность данного понятия, актуальность которого в условиях модернизации музыкального образования в современном Китае не вызывает сомнения. Отсутствие концертмейстерской компетентности у студентов-пианистов серьезно препятствует всестороннему развитию и совершенствованию профессиональной подготовки в высших учебных заведениях Китая. Обращение к данной проблематике позволяет привлечь внимание соответствующих экспертов и уточнить цели обучения студентов-музыкантов в китайских вузах.
Inna V. Mishurova
Nadezhda S. Malykhina
Olesia I. Dzendzia
MBDOU "D/S 8" , Белгородская обл
«Professional competencies of a teacher as a condition for the successful implementation and implementation of preschool education»
Pedagogical competence is a multifaceted phenomenon that covers not only the teacher’s theoretical knowledge and the ability to apply it in practical situations, but also his value systems, as well as integrative indicators of his culture, such as speech, communication style, self-esteem and attitude towards his profession, related fields of knowledge, etc.
MBEI "School №36" , Забайкальский край
«Informatsionnaia gramotnost' - odin iz integrativnykh komponentov funktsional'noi gramotnosti»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
MBOU "SOSh 43" , Чувашская Республика - Чувашия
«Professional'naia kompetentnost' uchitelia nachal'nykh klassov kak faktor povysheniia kachestva obrazovaniia»
MBOU "SOSh 55" , Чувашская Республика - Чувашия
«Sovremennyi urok angliiskogo iazyka v shkole: ot planirovaniia uroka k povysheniiu kachestva obrazovaniia»
Образовательный процесс в высшем и среднем профессиональном образовании
FSBEI of HE "I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University" , Ульяновская обл
«Kompetentnost' - kharakteristika ili mera sootvetstviia?»
Представленные аналитические положения о становлении и развитии компетентностного подхода в отечественном образовании в ближайшей перспективе раскрывают имеющиеся противоречия. Намечены векторы их разрешения. Выделены индикаторы соответствия результатов образования, имеющие ключевое значение в обеспечении качества профессиональной деятельности – «способность», «готовность».

