Список публикаций по ключевому слову: «текст»
Педагогика
МАОУ «СОШ №93» , Кемеровская обл
«Как научить школьников понимать текст?»
Статья посвящена проблеме понимания и интерпретации текста в средней школе. Так как достижения в области грамотности среди учащихся снижаются из года в год, в современной школе необходимо изменить отношение к тексту и поставить перед учащимися задачу не просто орфографического и орфоэпического чтения, а прежде всего осмысленного чтения текста. Воспитание культурного человека, человека, умеющего понимать текст, – работа долгая и кропотливая, и проводиться она может на разном материале и в разных формах. Автор статьи показывает некоторые приёмы обучения для понимания текста, которые использует в своей педагогической практике.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «Ишлейская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Типичные ошибки у изучающих русский язык как неродной. Способы предупреждения ошибок»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «СОШ №11» , Чувашская Республика - Чувашия
«Методические аспекты интеграции профориентационного компонента в курс школьной физики»
В статье рассматривается проблема формирования осознанного профессионального выбора среди учащихся старших классов в контексте изучения предметов естественно-научного цикла. Анализируется потенциал учебного предмета «Физика» как основы для ознакомления с широким спектром профессий, требующих компетенций в области точных наук и инженерии. Определяются ключевые методические приемы интеграции профориентации в образовательный процесс, направленные на ознакомление с профессиями инженера, научного сотрудника и технолога. Предлагается модель включения профориентационного контента через систему контекстных задач, проектно-исследовательскую деятельность и установление связей с реальным сектором науки и производства. Делается вывод о повышении уровня мотивации и образовательных результатов учащихся при системном применении указанных подходов.
Педагогика
ГАПОУ Свердловской области «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар» , Свердловская обл
«Анализ лирического произведения на уроках литературы (на примере стихотворения А. Фета «Я пришел к тебе с приветом»)»
В статье представлен, разработанный автором, пошаговый алгоритм анализа поэтического текста, основанный на современных литературоведческих подходах и соотнесенный с психологическими аспектами восприятия искусства. Он направлен на развитие образного мышления и творческих способностей учащихся. Демонстрируются методы и приемы работы с художественным текстом, которые приобщают учащихся к пониманию красоты поэтического слова. Предлагаемые методические приемы позволяют обратиться к художественным формам стиха, структуре организации стихотворения, многозначности ключевых слов текста, ассоциациям, ритмической звуковой окраске.
МБУ ДО «ДШИ п. Майский» , Белгородская обл
«Виды росписи по ткани и их особенности как основа эстетического воспитания»
В статье рассматриваются основные виды росписи по ткани и их особенности как основа эстетического воспитания. Особое внимание уделяется художественным и техническим особенностям каждого метода росписи, влиянию на создание выразительного художественного образа. Анализируются эстетические качества росписи по ткани как формы декоративно-прикладного искусства, подчеркивается роль колористики, фактуры и композиции в формировании визуального восприятия.
МБОУ «Многопрофильная школа №181» , Татарстан Респ
«Культура как ресурс: развитие креативности подростков в образовательной среде»
В статье рассматривается проблема развития креативности как ключевой компетенции современного человека в подростковом возрасте. Представлена модель работы, интегрирующая культурный контекст в образовательную среду через систему практико-ориентированных методов и форм деятельности. Описаны конкретные педагогические практики (арт-медиация, проектная деятельность, культурная идентификация), показавшие свою эффективность в формировании творческих качеств личности, критического мышления и гражданской идентичности школьников.
Современные технологии в образовании
МБОУ «Приволжская ООШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»
Педагогика
МБОУ «Емелькинская СОШ» , Татарстан Респ
«Формирование функциональной грамотности учащихся через работу с текстом»
Статья сосредотачивается на исследовании особенностей работы с текстом как основного способа развития функциональной грамотности обучающихся. Рассматриваются основные виды деятельности с текстом, методы анализа и интерпретации, приводятся результаты исследования эффективности предложенных методик среди школьников старших классов. Подчеркивается значимость систематической работы с различными типами текстов для повышения уровня сформированности читательской компетентности и умения критически осмыслять полученную информацию.
Современные технологии в образовании
МАОУ «СОШ №3» г. Ядрина , Чувашская Республика - Чувашия
«Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «СОШ №42» , Чувашская Республика - Чувашия
«Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения»
В статье рассматривается проблема основных приемов работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Описаны методики, направленные на развитие навыков осознанного чтения, анализа и интерпретации литературных произведений. Особое внимание уделено поэтапному обучению работе с текстом, включающему чтение, выделение смысловых частей, составление планов, пересказы и творческие задания.
МАОУ «Лицей №4» , Чувашская Республика - Чувашия
«Методическая разработка в рамках деятельности по наставничеству на тему: «Работа с текстом на основе технологии продуктивного чтения на уроках литературы в старших классах»»
В статье рассматривается технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской, как современный метод, позволяющий развить читательские компетенции обучающихся в условиях информационного изобилия. Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС, устанавливающих осознанное чтение как результат обучения. Автор выделяет основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся. Продуктивное чтение позволяет учащимся развивать навыки анализа и интерпретации текстов, извлекая фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию. В статье подробно описаны этапы работы с текстом на уроках литературы в старших классах, включая подготовку к чтению, анализ, комментирование, дискуссии и творческие задания. Автор подчеркивает, что задача учителя состоит не только в передаче знаний, но и в создании условий для самостоятельной, активной познавательной деятельности учащихся. Утверждается, что продуктивное чтение является важнейшим инструментом в формировании не только грамотных, но и думающих читателей, способных к критическому осмыслению текста и глубокому пониманию литературного произведения, что в свою очередь подготавливает их к реальным вызовам в современном обществе.
МБОУ «Гимназия №3» , Астраханская обл
Кабдрахимова Аделя Владимировна , учитель
МБОУ «СОШ №51» , Астраханская обл
Мурзагалиева Гульнара Махсатовна , учитель
МБОУ «СОШ №37» , Астраханская обл
«Читательская активность: этапы формирования, законы развития, структура»
Авторы статьи отмечают, что книга играет важную роль в формировании духовного мира человека, особенно в детстве. Процесс изучения детской читательской активности стал предметом пристального внимания ученых и педагогов. Важность проблематики обусловлена необходимостью разработки эффективных подходов к обучению чтению и повышению уровня грамотности учащихся начальной школы.
Николаева Марина Анатольевна , учитель
МБОУ «СОШ №57» , Чувашская Республика - Чувашия
«Этнопедагогика и математика: неизмеримое наследие Геннадия Никандровича Волкова»
Статья посвящена исследованию междисциплинарного подхода в образовании на стыке этнопедагогики и математики, основанного на научном наследии советского и российского педагога Геннадия Никандровича Волкова (1927–2010). Несмотря на то, что Г.Н. Волков известен как основатель этнопедагогики, его математическое образование и преподавательский опыт оказали большое влияние на формирование системного и структурированного метода в его исследованиях. В статье анализируется, как принципы этнопедагогики – народность, опора на культурный контекст, целостность воспитания – могут быть применены для обогащения преподавания математики. Представлены практические аспекты интеграции народной культуры (фольклор, орнаменты, ремёсла, традиционные единицы измерения) в изучение арифметики, геометрии и логики. Рассматриваются конкретные произведения Г.Н. Волкова, которые могут служить основой для разработки учебных материалов. В заключении обозначены условия успешной реализации данного подхода: подготовка педагогов, разработка соответствующих методических материалов и вовлечение местного сообщества. Делается вывод о том, что синтез этнопедагогики и математики способствует гуманизации образования, повышению мотивации учащихся и укреплению связи между абстрактными знаниями и культурной идентичностью.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «Гимназия №6 им. академика-кораблестроителя А.Н. Крылова» , Чувашская Республика - Чувашия
«Читательская грамотность как базовое направление функциональной грамотности на уроках английского языка»
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы развития читательской грамотности в образовательных учреждениях на уроках английского языка. Приведено определение понятий: «функциональная грамотность», «читательская грамотность». Рассмотрены виды работ, которые необходимы для формирования и развития читательской грамотности на уроках английского языка. В работе представлены критерии при выборе текстов для чтения и их связи с реальной жизнью обучающихся. В статье сформулированы ответы на следующие вопросы: какие методы и приемы работы с текстом необходимы для развития читательской грамотности при изучении английского языка; какие задания необходимы для развития читательской грамотности, кроме заданий направленных на проверку только чтения и перевода.
Петрова Надежда Викторовна , учитель
МБОУ «СОШ №13» , Чувашская Республика - Чувашия
«Интегрированный урок русского языка и информатики в 9 классе общеобразовательной школы»
Педагогика
МБОУ «СОШ №1» , Московская обл
«Индивидуализация и дифференциация при обучении решению текстовых задач»
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «Гимназия №46» , Чувашская Республика - Чувашия
«Работа с текстом и терминами на уроках биологии»
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
Кузуб Наталья Васильевна , учитель
ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» , Белгородская обл
«Метод направленного диалога на уроках развития речи. Подготовка к сочинению-размышлению над содержанием картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»»
Статья представляет собой фрагмент авторской разработки урока русского языка для 9 класса. Содержание ориентировано на практическое применение материалов, поэтому в работе ставится задача выстроить диалог преподавателя и обучающихся, в ходе которого учащиеся не просто готовятся к домашнему сочинению, но и расширяют свой культурологический кругозор, осознают тесную взаимосвязь живописи, языка и литературного творчества, познают многогранную структуру художественного образа, создаваемого средствами языка и живописи. Материал урока объясняет, чем вызван интерес М.В. Нестерова к теме Сергия Радонежского, воплотившейся в ряде самобытных полотен, иллюстрирующих житие святого, формирует понимание философского и религиозного подтекста его работ, вскрывает их близость русской литературе. Выстроенная подобным образом работа обучающихся позволяет им интегрировать свои знания, полученные на уроках русского языка, литературы, православной культуры, искусства, истории и др., использовать их для создания развёрнутого письменного высказывания в форме эссе (рассуждения) – жанровой форме, востребованной на государственных экзаменах.
Педагогика
Гусева Наталья Петровна , учитель
Кива Светлана Николаевна , учитель
Тихоненко Наталья Фёдоровна , учитель
ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха» , Белгородская обл
«Интегрированные уроки русского языка с использованием цифровых технологий как средство развития речевой культуры обучающихся»
В статье рассматривается использование интегрированных уроков русского языка для развития речевой культуры обучающихся. Авторы отмечают, что использование ресурсов мобильного электронного образования и образовательной платформы Лекта позволяет решить следующие задачи: создание мотивации, повышение качества образования для всех, доступность без посещения школы, экономия времени, эффективность, формирование универсальных навыков.
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл
«Восприятие художественного текста»
В статье рассматриваются ключевые аспекты литературного образования, направленного на формирование у школьников глубокого понимания художественного текста. Авторы подчеркивают важность системного подхода к изучению литературных категорий для формирования у учащихся навыков критического мышления и самостоятельной интерпретации произведений.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Петрова Марина Григорьевна , канд. пед. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы» , Москва г
«Креолизованный текст и языковая игра: лингвистические инновации в британской рекламе как фактор культурной динамики»
Статья посвящена исследованию лингвистических приемов в современной рекламе с акцентом на анализ языковой игры и ее влияние на восприятие рекламного сообщения. Рассматриваются различные формы языковой креативности, включая каламбуры, окказионализмы, аллюзии и пародирование устойчивых выражений. Особое внимание уделяется феномену неологизмов в рекламной коммуникации, их структуре, мотивации создания и процессу интеграции в общеязыковое употребление. Анализируется специфика креолизованных текстов, где взаимодействие вербальных и невербальных компонентов порождает новые смыслы. Исследование охватывает использование социолектов, сленговых элементов, региональных особенностей и иноязычных заимствований как инструментов создания целевых образов и обращения к различным социальным группам. Прослеживается взаимосвязь лингвистических инноваций с современным культурным контекстом, включая отражение мультикультурности, иронии, динамики современной жизни и процессов цифровизации. Реклама рассматривается как лаборатория языкового творчества, порождающая мемы и выражения, которые интегрируются в повседневную речь и поп-культуру, трансформируя культурный ландшафт.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «СОШ №3 г. Челябинска» , Челябинская обл
«Формирование читательской компетентности младших школьников как фактор развития функциональной грамотности в контексте ФГОС 2025»
В исследовании рассматриваются актуальные аспекты становления читательской культуры учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС 2025. Представлена авторская концепция поэтапного формирования навыков работы с текстом, включающая комплексную языковую подготовку и специальные методики чтения. Особое внимание уделяется интеграции современных образовательных технологий для развития функциональной грамотности школьников.
Педагогика
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» , Волгоградская обл
«Интернет и мультимедиа технологии в обучении будущих учителей в педагогическом вузе»
Филология и лингвистика
Манжосова Инна Владимировна , учитель
Клестова Ирина Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл
«Использование нейросети (ИИ) на уроках русского языка и литературы»
В статье рассматривается применение нейросетей как инновационного инструмента для улучшения образовательного процесса. Авторы описывают различные направления использования нейросетей на уроках русского языка и литературы. Подчёркивается, что использование нейросетей позволяет сделать обучение более современным, интерактивным и персонализированным, что способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления у обучающихся.
Педагогика
Илюк Ангелина Богдановна , бакалавр , учитель
МОУ «Пролетарская СОШ №2» , Белгородская обл
«Развитие читательской грамотности учащихся средней школы: методические подходы и практические рекомендации»
Статья посвящена проблеме развития читательской грамотности у школьников среднего звена. Рассматриваются теоретические основы понятия «читательская грамотность» в контексте ФГОС. Анализируются основные факторы, влияющие на формирование читательской грамотности, и предлагаются методические подходы и практические рекомендации для учителей русского языка и литературы, направленные на развитие навыков понимания, интерпретации и использования текстов различной сложности. Особое внимание уделяется формированию мотивации к чтению и развитию критического мышления.

