Список публикаций по ключевому слову: «проект»
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
МАОУ «СОШ №59» , Чувашская Республика - Чувашия
«Актуальность роли учителя-словесника в XXI веке в формировании личности»
Педагогика
МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» , Татарстан Респ
«Использование инновационных технологий для повышения качества образования»
Современные технологии в образовании
МБОУ «СОШ №43» , Чувашская Республика - Чувашия
«Роль искусственного интеллекта в образовании: от теории к практике»
МБОУ «Яльчикская СОШ им. Героя России Н.А. Петрова» , Чувашская Республика - Чувашия
«Эффективные технологии воспитания в современном детском социуме»
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации воспитательного процесса в современной школе. Особое внимание уделяется особенностям системно-смыслового сознания современных детей, требующего новых педагогических подходов. Раскрывается центральная роль классного руководителя как проектировщика воспитательной системы. Представлена классификация и общий алгоритм современных воспитательных технологий, а также условия их эффективного применения. Делается вывод о том, что современное воспитание – это сотворчество педагога и ученика, направленное на гармоничное развитие личности и поиск личного смысла в деятельности.
Социальные процессы и образование
МБДОУ «ЦРР – Д/С «Рябинка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Проект «Время добрых дел»»
В статье представлен опыт реализации долгосрочного педагогического проекта «Время добрых дел» в младшей группе детского сада, направленного на социально-нравственное развитие детей. Проект ставил целью формирование первоначальных представлений о доброте, дружбе, вежливости и воспитание навыков совместной деятельности. Реализация включала систему мероприятий, совместную работу с родителями и позволила достичь значимых результатов в адаптации детей и развитии их коммуникативных навыков.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБДОУ «Д/С №47» , Чувашская Республика - Чувашия
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников на примере героев семьи»
В статье рассматривается эффективная модель духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанная на принципах музейной педагогики и тесном партнёрстве с семьями воспитанников. Автор, выступая в роли музыкального руководителя, демонстрирует практический опыт использования личного архивадля создания эмоционально насыщенных образовательных ситуаций. Центральной методической идеей является персонификация истории через изучение семейных героев и реликвий, что позволяет сделать абстрактные понятия «Родина» и «патриотизм» личностно значимыми для ребёнка. Описывается система работы, включающая организацию музейных экспозиций, подготовку конкурсных инсценировок на авторском материале и вовлечение родителей в совместные проекты. Представленные результаты подтверждают эффективность подхода, основанного на живом примере, деятельном участии и укреплении связи между поколениями.
МБОУ «СОШ №64» , Чувашская Республика - Чувашия
«Использование метода проектов на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся»
МБУ ДО «ДШИ п. Майский» , Белгородская обл
«Роль педагога в развитии критического мышления у обучающихся»
Статья посвящена вопросу о роли современного педагога в развитии критического мышления у обучающихся. Рассматриваются особенности создания образовательной среды, в которой ученик чувствует себя свободным задавать вопросы, анализировать информацию и формулировать собственные выводы. Особое внимание уделяется методам и приёмам, способствующим формированию критического мышления: организации дискуссий, работе с разнообразными источниками, применению кейс-технологий и проектной деятельности. Подчёркивается значимость личного примера педагога, а также необходимости эмоциональной поддержки и уважительного диалога. Делается вывод о том, что педагог становится ключевой фигурой, направляющей ребёнка к осознанному, самостоятельному и глубокому мышлению.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
МБОУ «Начальная школа – Д/С №26 «Акварель» , Белгородская обл
«Волшебный мир оживших картинок: как мультипликация развивает воображение и личность дошкольника»
В статье рассматривается создание мультипликации как эффективный метод комплексного развития детей дошкольного возраста. Анализируется влияние этого процесса на формирование целеустремленности, логического и творческого мышления, речевых и коммуникативных навыков, а также эмоционального интеллекта. Делается вывод о том, что анимация является мощным инструментом для гармоничного развития личности ребёнка.
МБОУ «СОШ №64» , Чувашская Республика - Чувашия
«От А до Я: как повысить интерес к изучению русского языка в 5 классе»
В статье рассматривается актуальная проблема снижения мотивации к изучению русского языка у учащихся 5-х классов. Анализируются причины данной тенденции, а также предлагаются конкретные методические решения и практические рекомендации для учителей русского языка. Особое внимание уделяется использованию интерактивных методов обучения, дифференцированному подходу, применению наглядных материалов, проектной деятельности, использованию информационно-коммуникационных технологий и созданию нестандартных уроков. Цель статьи – предоставить учителям инструментарий для повышения интереса учащихся к русскому языку и формирования у них устойчивой потребности в грамотной устной и письменной речи.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
МБДОУ «Большебикшихский Д/С «Надежда» , Чувашская Республика - Чувашия
«Современный педагог ДОУ – архитектор ключевых компетенций будущего»
В статье рассматривается трансформация роли педагога дошкольного образования в контексте формирования ключевых компетенций у детей. Современный воспитатель выступает как наставник и дизайнер образовательной среды, который создает условия для развития у дошкольников познавательных, социально-коммуникативных, творческих и цифровых навыков. Автор подчеркивает практические аспекты этой работы, включая игровую и проектную деятельность, а также необходимость непрерывного профессионального роста педагога.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
Борисова Вера Владиславовна , учитель
МБОУ «Траковская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Самый подробный глобус: интерактивные возможности для педагогов»
Знание новых технологий и применения их в образовании расширяет возможности как для педагогов и для учащихся. Один из вариантов использования в работе интерактивных инструментов – это сервис «Гугл планета земля» (Google Earth). В статье раскрываются варианты использования сервис и демонстрируется опыт проектной деятельности с использование исторических снимков территорий. Статья предназначена преподавателей и педагогов дополнительного образования.
МБОУ «Первомайская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Проектная методика на уроках изобразительного искусства в начальной школе и ее роль в формировании УУД»
В статье рассматривается методика проектной деятельности, как основной эффективный инструмент формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Раскрывается сущность проектной методики, её ключевые характеристики и специфика её применения. Отмечается, что правильная интеграция проектной методики в преподавание помогает превращению учебного процесса в увлекательный и удивительный осмысленный творческий процесс, что развивает самостоятельность и критическое мышление, что по итогу приводит к гармоничному развитию личности младшего школьника.
МБОУ «Питеркинская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Опыт включения этнокультурного компонента в уроки»
В статье представлена авторская практика интеграции чувашского этнокультурного компонента в уроки математики в сельской школе. На конкретных примерах показано, как традиционные чувашские меры длины и объёма, народный орнамент, бытовые задачи, праздники (Акатуй) и национальное блюдо пирог (хуплу) становятся эффективным педагогическим ресурсом для повышения мотивации, развития метапредметных умений и формирования у учащихся уважения к родной культуре. Материал содержит готовые к применению приёмы, фрагменты уроков, проектные идеи и практические советы для учителей, работающих как в Чувашской Республике, так и в других регионах с многонациональным составом обучающихся.
Матвеева Оксана Валерьевна , учитель-логопед
ГБДОУ «Д/С №55 КВ Кировского района» , Санкт-Петербург г
«Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста. Чек-лист кейса: «Мамочка любимая моя!»»
Кейс-метод – это анализ практической ситуации, смоделированной педагогом на тему, предложенную детьми, что позволяет образовательный процесс настроить на саморазвитие личности, на готовность к самостоятельной деятельности дошкольника. Педагог становится не просто информатором, а организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия, этим самым формирует активную роль ребёнка в процессе обучения.
МБОУ «Аксубаевская СОШ №2» , Татарстан Респ
«Развитие математической грамотности на уроках математики: ключ к успеху в современной жизни»
В статье рассматривается развитие математической грамотности как ключевой компетенции для решения реальных проблем. Автор предлагает практико-ориентированные методы обучения, включая решение ситуационных задач, проектную деятельность и анализ данных. Эти подходы призваны показать роль математики в повседневной жизни и развить критическое мышление учащихся.
МБОУ «СОШ №56» г. Чебоксары , Чувашская Республика - Чувашия
«Описание практики реализации школьного проекта «Сказки народов России»»
В статье представлен опыт реализации межпредметного библиотечного проекта «Сказки народов России», направленного на формирование читательского интереса и этнокультурной грамотности у младших школьников. Проект сочетает интерактивные форматы: громкие чтения, мастер-классы по созданию национальных кукол, изучение традиционных игр и техники «буклук», что способствует погружению учащихся в культурное многообразие страны. В результате реализации проекта достигнуты значимые образовательные эффекты: повышение мотивации к чтению, развитие коммуникативных навыков, создание тематических выставок детских работ, а также укрепление взаимодействия между школой, библиотекой и семьями обучающихся.
Педагогика
МБУДО «Станция юннатов» , Белгородская обл
Таран Анна Александровна , педагог дополнительного образования, тьютор
МБОУ «Гимназия №2» , Белгородская обл
«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в дополнительном образовании»
В статье рассматривается проектно-исследовательская деятельность с детьми младшего школьного возраста, предоставлены отдельные проектно-исследовательские работы, выполненные обучающимися объединений «Мастерская сувениров» и «Природный календарь». Проведённая работа способствует формированию устойчивого интереса к дисциплине, внутренней мотивации к изучению предмета и развитию начальной исследовательской компетенции.
Кадкина Раиса Алексеевна , воспитатель
Спиридонова Наталья Михайловна , заведующий
МБДОУ «Д/С №13» , Чувашская Республика - Чувашия
«Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»
Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений и посвящена вопросу формирования у старших дошкольников представлений о понятиях мира, ценностях дружбы и взаимопомощи через призму памяти, подвига и ценности мирной жизни. В статье рассматриваются методы и формы работы, способствующие развитию у детей понимания важности мира и ценности дружбы, а также формированию патриотизма на раннем этапе дошкольного воспитания.
МБОУ «СОШ №86 с УИОП» , Татарстан Респ
«Функциональная грамотность на уроках химии: ключевые навыки и практики для достижения целостного развития»
Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности в контексте школьного курса химии. В работе раскрываются ключевые компоненты функциональной грамотности применительно к химии: читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая и общественная грамотность, а также глобальные компетенции. Для каждого компонента предложены конкретные практические задания и педагогические приемы, позволяющие трансформировать традиционный урок в инструмент целостного развития личности. Делается вывод о том, что формирование функциональной грамотности требует изменения философии преподавания перехода от передачи знаний к развитию умения их осознанного применения.
МОУ «Малиновская ООШ Белгородского района Белгородской области» , Белгородская обл
«Краеведческое направление во внеурочной деятельности как способ развития интереса к познанию родного края, воспитанию патриотизма и формированию исследовательских навыков»
В статье рассматривается значение краеведческого направления во внеурочной деятельности школьников. Обосновывается важность краеведения как средства развития познавательного интереса, воспитания патриотизма и формирования исследовательских компетенций учащихся. Представлены ключевые цели краеведческой работы – обогащение знаний о родном крае, воспитание чувства гордости за малую родину и освоение методов научного исследования. Описаны основные формы организации деятельности (массовые, групповые и индивидуальные), а также методы её реализации (экскурсии, исследовательская и проектная работа). В заключении перечислены ожидаемые результаты краеведческой деятельности: расширение знаний об истории региона, развитие познавательной активности, укрепление семейных связей через совместное изучение прошлого и совершенствование навыков аналитической работы с различными источниками информации.
Шерстнева Наталия Анатольевна , воспитатель
Степанова Наталия Георгиевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №1 «Солнышко» , Чувашская Республика - Чувашия
«Стратегии развития дошкольной педагогики в современном мире»
В работе рассматриваются основные стратегии (индивидуализация и персонализация образовательного процесса, развитие ребенка через игру и проектную деятельность, компетентностный подход, интеграция цифровых технологий, тесное сотрудничество с семьей, психолого-педагогическое сопровождение, а также непрерывное профессиональное развитие педагогов). Акцент делается на формировании у детей ключевых компетенций, подготовке их к жизни в современном обществе и максимальном раскрытии их индивидуального потенциала. Подчеркивается важность создания гибкой, развивающей образовательной среды, ориентированной на ребенка, и партнерства между детским садом и семьей.
Исакова Людмила Дмитриевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №65 «Колосок» , Белгородская обл
Бушуева Ольга Михайловна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №61 «Семицветик» , Белгородская обл
«Стратегия развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством STEAM-подхода»
В статье рассматривается потенциал интегрированного STEAM-подхода как стратегии развития познавательных, исследовательских и инженерных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Представлен практический опыт внедрения элементов STEAM-образования в образовательный процесс муниципального детского сада, описаны методы, формы работы и ожидаемые результаты.
Пескова Наталья Сергеевна , воспитатель
МДОУ «Д/С №32» , Белгородская обл
«Взаимодействие с родителями: как построить эффективное сотрудничество»
Статья посвящена вопросу эффективного взаимодействия воспитателей с родителями в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматриваются стратегии и методы, которые помогают наладить доверительные отношения и вовлечь родителей в образовательный процесс. Описываются преимущества такого сотрудничества, включая повышение вовлеченности родителей, снижение тревожности у детей и улучшение результатов обучения. Приводятся конкретные рекомендации по организации регулярных встреч, использованию цифровых технологий, проведению совместных проектов и созданию доверительной атмосферы. Статья также подчеркивает важность индивидуального подхода и обучения родителей, что способствует укреплению доверия и достижению лучших результатов в развитии детей.
Социальные процессы и образование
Костенко Оксана Викторовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №53» , Белгородская обл
«От родного порога к великой стране: как вырастить патриота в современном детском саду»
Статья раскрывает практические аспекты патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). На примере конкретных педагогических приемов и проектов показано, как формируются основы гражданственности и любви к Родине. Особое внимание уделяется роли Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) как каркаса для данной работы. Материал предназначен для воспитателей и родителей.

