Список публикаций по ключевому слову: «педагогика»
Современные технологии в образовании
МБДОУ «Д/С №45 «Росинка» , Белгородская обл
«Эффективность использования интерактивных игр в коррекционных занятиях для детей с РАС в дошкольных образовательных учреждениях»
Статья рассматривает роль интерактивных игр в образовательной практике дошкольных учреждений для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Подробно описаны преимущества и возможности применения инновационных подходов, направленных на повышение уровня когнитивных функций, коммуникативного взаимодействия и общего развития ребёнка. Приведены конкретные примеры практических рекомендаций и игр, используемых специалистами в повседневной практике коррекционных занятий. Отдельное внимание уделяется возможностям современных цифровых технологий и специальных игровых приложений для оптимизации учебного процесса и расширения возможностей инклюзивной среды.
МБОУ «Яльчикская СОШ им. Героя России Н.А. Петрова» , Чувашская Республика - Чувашия
«Эффективные технологии воспитания в современном детском социуме»
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации воспитательного процесса в современной школе. Особое внимание уделяется особенностям системно-смыслового сознания современных детей, требующего новых педагогических подходов. Раскрывается центральная роль классного руководителя как проектировщика воспитательной системы. Представлена классификация и общий алгоритм современных воспитательных технологий, а также условия их эффективного применения. Делается вывод о том, что современное воспитание – это сотворчество педагога и ученика, направленное на гармоничное развитие личности и поиск личного смысла в деятельности.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБДОУ «Д/С №47» , Чувашская Республика - Чувашия
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников на примере героев семьи»
В статье рассматривается эффективная модель духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанная на принципах музейной педагогики и тесном партнёрстве с семьями воспитанников. Автор, выступая в роли музыкального руководителя, демонстрирует практический опыт использования личного архивадля создания эмоционально насыщенных образовательных ситуаций. Центральной методической идеей является персонификация истории через изучение семейных героев и реликвий, что позволяет сделать абстрактные понятия «Родина» и «патриотизм» личностно значимыми для ребёнка. Описывается система работы, включающая организацию музейных экспозиций, подготовку конкурсных инсценировок на авторском материале и вовлечение родителей в совместные проекты. Представленные результаты подтверждают эффективность подхода, основанного на живом примере, деятельном участии и укреплении связи между поколениями.
МБОУ «Лежневская СШ №10» , Ивановская обл
«Сетевая литературная эстафета как средство формирования читательской культуры младших школьников»
В условиях цифровизации образования всё большее значение приобретают интерактивные и сетевые формы взаимодействия, направленные на развитие читательской культуры учащихся. Одним из эффективных и современных методов является организация сетевых литературных эстафет – совместных проектов, объединяющих учеников разных школ, регионов и даже стран через интернет-платформы. В статье рассматриваются цели, задачи, этапы реализации и педагогические эффекты таких эстафет, а также практические рекомендации для учителей начальных классов.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
МБУ ДО «ДШИ п. Майский» , Белгородская обл
«Педагогика успеха как современная образовательная парадигма»
В статье анализируется педагогика успеха как современная образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности учащегося и формирование мотивации к обучению. Раскрываются её ключевые принципы: поддержка, вера в потенциал каждого ребёнка, создание ситуации успеха. Обосновывается значение данного подхода для формирования позитивной образовательной среды и реализации личностно-ориентированного обучения.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МАОУДО «ДДЮТ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Национальная культура в действии: игровой формат как средство воспитания»
В статье рассматривается проблема формирования национального самосознания школьников через приобщение к культурному наследию Чувашской Республики. Представлен опыт Дворца детского (юношеского) творчества г. Чебоксары, где используются творческие, прикладные и игровые методы, включая настольную игру «PROЧувашию», созданную при поддержке гранта. На основе анализа реализации проекта в образовательных организациях столицы и анкетирования 333 участников показывается, что игровая форма способствует повышению интереса детей к истории и культуре родного региона, расширяет их знания и укрепляет ценностное отношение к национальным традициям. Результаты подтверждают эффективность и универсальность практики, а также её потенциал для дальнейшего распространения.
Инклюзивное образование
Герасимова Марина Олеговна , учитель
Новочебоксарская ОШ для обучающихся с ОВЗ , Чувашская Республика - Чувашия
«Нейропсихологические технологии в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения нейропсихологических технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализируется эффективность нейропсихологического подхода как инновационного метода развития когнитивных функций и социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Педагогика
Чосик Анастасия Вячеславовна , воспитатель
Артемова Северина Ивановна , педагог-психолог
Емельянова Наталья Петровна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №57 «Радуга» , Белгородская обл
«Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
В статье описывается использование доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ЗПР) в дошкольном возрасте. Авторы делятся результатами использования доски как инструмента для стимулирования познавательных процессов, двигательной активности и речевого развития детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются основные теоретические подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и описывает практическое применение доски в образовательной деятельности.
Попова Татьяна Владимировна , учитель
Кнут Дмитрий Владимирович , директор
ГАОУ АО «Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова» , Астраханская обл
«Воспитание семейных ценностей и роль родителей в образовании»
Шарипова Наталия Тауфиковна , воспитатель
Ефаринова Марина Вячеславовна , воспитатель
Д/С №113 «Золотой ключик» , Чувашская Республика - Чувашия
«Использование системы Монтессори в обучении младших дошкольников»
В статье рассматривается вопрос об использовании системы Монтессори в младшем дошкольном возрасте. Отмечается, что главной задачей Монтессори-среды для детей младшего дошкольного возраста является не столько раннее академическое обучение, сколько поддержка их естественного стремления к самостоятельности, развитие независимости и формирование базовых жизненных навыков.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия
«Специфика познавательного развития младших школьников с умственной отсталостью: трудности и коррекционные стратегии»
Статья посвящена вопросу изучения специфики познавательного развития младших школьников с умственной отсталостью. Анализируются трудности обучения и познания, предлагаются практические рекомендации по коррекционно-развивающей деятельности, адаптации методик и созданию развивающей среды для раскрытия потенциала детей.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «Вурнарская СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия
«Развитие внеурочной деятельности по физической культуре через онлайн-конкурсы: методологический и практический аспекты»
В статье исследуется дидактический потенциал онлайн-конкурсов как эффективного инструмента модернизации внеурочной деятельности по физической культуре в условиях цифровой трансформации образования. На основе анализа педагогического опыта автора и релевантных образовательных ресурсов раскрываются методологические основания, классификация форм работы и конкретные механизмы интеграции дистанционных форматов. Особое внимание уделяется решению задач формирования метапредметных компетенций и созданию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
МАОУ «Татарско-Сугутская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Наследие татарских просветителей в воспитании и просвещении»
Педагогика
МБДОУ «Д/С №5 «Цветик-семицветик» , Чувашская Республика - Чувашия
«Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
Исследования в образовании и образовательные практики
Николаева Марина Анатольевна , учитель
МБОУ «СОШ №57» , Чувашская Республика - Чувашия
«Этнопедагогика и математика: неизмеримое наследие Геннадия Никандровича Волкова»
Статья посвящена исследованию междисциплинарного подхода в образовании на стыке этнопедагогики и математики, основанного на научном наследии советского и российского педагога Геннадия Никандровича Волкова (1927–2010). Несмотря на то, что Г.Н. Волков известен как основатель этнопедагогики, его математическое образование и преподавательский опыт оказали большое влияние на формирование системного и структурированного метода в его исследованиях. В статье анализируется, как принципы этнопедагогики – народность, опора на культурный контекст, целостность воспитания – могут быть применены для обогащения преподавания математики. Представлены практические аспекты интеграции народной культуры (фольклор, орнаменты, ремёсла, традиционные единицы измерения) в изучение арифметики, геометрии и логики. Рассматриваются конкретные произведения Г.Н. Волкова, которые могут служить основой для разработки учебных материалов. В заключении обозначены условия успешной реализации данного подхода: подготовка педагогов, разработка соответствующих методических материалов и вовлечение местного сообщества. Делается вывод о том, что синтез этнопедагогики и математики способствует гуманизации образования, повышению мотивации учащихся и укреплению связи между абстрактными знаниями и культурной идентичностью.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
Федосеенко Татьяна Тихоновна , воспитатель
Глушкова Юлия Владимировна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №46 «Колокольчик» , Белгородская обл
««Мини-музей в чемодане»: инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников»
В статье представлен успешный результат АПО, реализованного на базе МБДОУ «Д/С №46 «Колокольчик» г. Белгорода, по формированию основ духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается технология создания и использования мобильного, многофункционального пособия «Мини-музей в чемодане» как эффективного средства приобщения детей к культурно-историческому наследию своей «малой родины» – Белгородской области.
МБОУ «СОШ №20» , Чувашская Республика - Чувашия
Степанова Светлана Валерьевна , учитель
МБОУ «СОШ №41» , Чувашская Республика - Чувашия
«Реализация концепции школы-сада»
В статье рассматривается образ школы как живого сада, где каждый ребенок – уникальное растение, который требует особого подхода и заботы. Подробно раскрываются принципы «садовой педагогики», методы создания развивающей образовательной среды и роль учителя как внимательного садовника, способного распознать и поддержать индивидуальность каждого ученика. Автор дает практические рекомендации по трансформации традиционного образовательного процесса в пространство, где гармонично сочетаются академические знания и духовно-нравственное развитие личности.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «Шатьмапосинская ООШ» Моргаушского МО , Чувашская Республика - Чувашия
«Внеурочная деятельность учителей и педагогов дополнительного образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Статья посвящена вопросу организации внеурочной деятельности учителей и педагогов дополнительного образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. В работе рассматриваются основные принципы организации внеурочной деятельности, включая системность, индивидуализацию и доступность. Обсуждаются этапы разработки и реализации программ внеурочной работы, а также их формы, такие как кружки, секции, мастер-классы и социальные проекты. Указана ключевая роль внеурочной деятельности в образовательном процессе, способствующая всестороннему развитию личности, социальной адаптации и углубленному обучению учащихся. В заключение подчеркивается необходимость комплексного подхода к организации внеурочной деятельности как важной составляющей современного образовательного процесса.
Педагогика
МБОУ «Нискасинская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Преподавание родного языка в сельских школах: новые вызовы»
В статье рассматривается актуальная проблема преподавания родного языка в сельских школах России. Внимание обращено на новые вызовы, связанные с демографическими изменениями, недостатком материально-технической базы, а также культурными и социальными аспектами. Анализируются современные методики преподавания, роль педагогов и необходимость государственной поддержки. Особое внимание уделяется интеграции инновационных технологий и созданию комфортной образовательной среды. Статья опирается на последние исследования и данные Министерства просвещения РФ.
Филимонова Любовь Сергеевна , старший воспитатель
Бужинская Александра Евгеньевна , воспитатель
Орлова Маргарита Александровна , воспитатель
Букина Татьяна Николаевна , воспитатель
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» , Белгородская обл
«Сенсорное воспитание дошкольников как основа интеллектуального и творческого развития»
Статья посвящена вопросам сенсорного воспитания дошкольников и его значению в формировании интеллектуально-творческого потенциала детей. Раскрываются механизмы воздействия сенсорного развития на становление базовых представлений о мире, восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Особое внимание уделено роли игры, занятий с природными материалами и специализированных упражнений в процессе сенсорного воспитания. Приводятся конкретные методики, направленные на стимулирование сенсорного восприятия и эмоционального отклика у детей.
МБДОУ «Д/С №162» , Чувашская Республика - Чувашия
«Формирование этнической идентичности у детей дошкольного возраста с использованием чувашских народных игр»
В статье рассматривается актуальная проблема формирования этнической идентичности у детей дошкольного возраста. Автор обращает внимание на возможности использования чувашских народных игр как эффективного средства приобщения дошкольников к национальной культуре. В статье отмечается, что этническая идентичность является важным компонентом личности ребенка, определяющим его самосознание, поведение и отношение к окружающему миру. Особую роль в ее становлении играют различные элементы народной культуры, в том числе народные игры. Описываются основные этапы и содержание работы по формированию этнической идентичности детей дошкольного возраста с использованием чувашских народных игр. Раскрывается методика организации игровой деятельности, включающая знакомство с историей, правилами и атрибутами чувашских игр, проведение игровых сеансов, обсуждение их смысла и значения. Делается вывод о том, что систематическое использование чувашских народных игр в образовательном процессе дошкольной организации способствует эффективному формированию у детей этнической идентичности, осознанию ими своей национальной принадлежности и гордости за свою культуру.
Психология
Гудилина Светлана Ивановна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» , Москва г
«Изучение проблем мотивации для улучшения образовательного процесса»
В статье рассмотрены некоторые из исследований известных ученых, которые могут помочь решить проблемы мотивации в образовательном процессе. Вопросы мотивации рассматриваются с точки зрения психологии и педагогики на основе изучения личности человека. Также раскрыты понятия эмоция, интерес, мотив, мотивация, самоактуализация. Исследованы различия внешней и внутренней мотивации для повышения интереса к учебной деятельности.
Федотова Наталья Николаевна , старший воспитатель
МБДОУ «Д/С №182» , Чувашская Республика - Чувашия
«Цветотерапия как стимулятор интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Исследования в образовании и образовательные практики
Иванова Елена Владимировна , воспитатель
МБДОУ «ЦРР – Д/С «Рябинка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Технология проектной деятельности в музейной педагогике как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Статья посвящена вопросам организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности в краеведческом музее детского сада. Авторы рассматривают проблему выбора тематических блоков работы с детьми, методов, способствующих формированию у детей чувства любви к Родине, уважения к культурному наследию и традициям своего народа.
Педагогика
Осеннева Марина Степановна , канд. пед. наук, доцент , заведующая кафедрой
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» , Москва г
«Формирование умений профессионально-личностной рефлексии учителя в контексте идей сравнительной педагогики музыкального образования Китая и России»
Исследователи КНР отмечают, что, вступая в новую эпоху с постоянным углублением новых учебных программ, реформами образования и преподавания, модифицируются и требования к качеству подготовки учителей. Основными направлениями подобного пересмотра квалификационных характеристик в Китае сегодня рассматриваются умения учителя осуществлять рефлексию собственной профессиональной деятельности, что есть необходимое условие профессионального роста педагога, и в частности, педагога-музыканта. В этой связи в статье обосновываются имеющиеся противоречия, методологическая база исследования, гипотеза, научная новизна и методы решения обозначенной проблемы в аспекте сравнительной педагогики музыкального образования Китая и России.

