Список публикаций по ключевому слову: «слух»


Педагогика

Дата публикации: 09.12.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Фесенко Наталья Юрьевна , учитель-логопед
МОУ «Новосадовская СОШ «Территория Успеха» , Белгородская обл

«Логопедические настольные игры: увлекательный подход к обучению»

Скачать статью

В статье рассматривается инновационный подход к логопедической работе с детьми – использование специализированных настольных игр. Автор противопоставляет традиционные, часто скучные для ребенка методы современному игровому формату, который естественным образом создает мотивирующую и эмоционально безопасную среду для развития речи. Описываются ключевые речевые навыки, которые можно развивать с помощью игр: от постановки звуков и фонематического слуха до связной речи и грамматического строя. Дается классификация логопедических игр (адаптированная классика, специализированные и авторские) и представлены практические рекомендации по их выбору и использованию в занятиях. Основной вывод статьи заключается в том, что игровой подход трансформирует необходимую коррекционную работу в увлекательное совместное приключение, значительно повышая ее эффективность и укрепляя детско-родительские отношения.

Дата публикации: 03.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Куашева Лолита Арнольдовна , магистрант
Защепкина Ангелина Евгеньевна , магистрант
Оганян Карина Михайловна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России , Ставропольский край

«Направления логопедической работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха IV степени или глухотой»

Скачать статью

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и содержания коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми, имеющими нарушение слуха IV степени или глухоту. Авторы определяют ключевые цели и задачи слухоречевой реабилитации в условиях глубокой сенсорной депривации. Подробно анализируются основные направления работы: развитие неречевого слуха, формирование речевого слуха и слухозрительного восприятия речи, а также интеграция слуховой работы в формирование всех компонентов речевой системы. Особое внимание уделяется роли современных технических средств реабилитации (кохлеарные импланты, мощные цифровые слуховые аппараты) и необходимости тесного взаимодействия логопеда с сурдологом, дефектологом и семьей ребенка. Делается вывод о том, что системная и последовательная работа по развитию слухового восприятия является фундаментом для формирования устной речи и социальной интеграции ребенка с глухотой.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 16.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Антонова Ольга Маркеловна , учитель
МБОУ «СОШ п. Опытный» , Чувашская Республика - Чувашия

«От зубрежки к пониманию: современные стратегии изучения словарных слов»

Скачать статью

В статье раскрываются ключевые аспекты влияния изучения словарных слов на развитие орфографической грамотности, расширение активного словарного запаса, формирование памяти и внимания, развитие языковой компетенции, повышение уверенности учащихся в собственных знаниях. Особое внимание уделяется практическим методам освоения словарных слов: мнемотехнике, игровым технологиям, творческим заданиям, использованию цифровых образовательных ресурсов. Статья представляет интерес для учителей начальных классов, методистов и всех, кто занимается вопросами развития грамотности младших школьников.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 19.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Сангова Елена Манзаровна , магистр , учитель
МБОУ «Многопрофильный лицей №187» , Татарстан Респ

«Функционально-семантическая характеристика звукописи в произведении Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»»

Скачать статью

Цель статьи – систематизация, выявление особенностей восприятия окружающего мира в индивидуально-авторской картине мира Л.Н. Толстого, выявление специфики его ценностных ориентиров посредством исследования лексики слухового восприятия. Слух/звук в идиостиле Толстого играет важную роль при создании художественного образа, в построении сюжета, в раскрытии авторского «Я» и отношения к действительности. Особая роль слуха в художественном произведении определяется их разнообразностью и многофункциональностью. Особенно ярко важность звукописи проявляется при описании военных действий и внутренних переживаний героев, которые занимают центральное место в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого, передавая эмоциональное и физическое напряжение.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 15.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ма Ихань , магистрант
ФГБОУ ВО «Российская академия музыки им. Гнесиных» , Москва г

«Модель формирования музыкальных способностей обучающихся начальной школы Китая»

Скачать статью

В статье обосновывается актуальная теоретико-функциональная модель развития музыкальных способностей обучающихся начальной школы КНР. Педагогическими условиями эффективности предлагаемой модели автором в опоре на концепции российских ученых Б.М. Теплова и Н.А. Ветлугиной рассматривается признание китайским педагогическим сообществом равной значимости слухового и эмоционального компонентов категории «музыкальные способности». При этом эмоциональный компонент музыкальных способностей позиционируется как потребность в творчестве в виде волевой саморегуляции, владении средствами творческой самореализации в комплексе видов музыкальной деятельности детей на уроке (вокально-хоровой, музыкально-инструментальной и музыкально-театрализованной деятельности). Слуховой компонент в рассматриваемой модели тесно связан с общими способностями (восприятием, памятью, мышлением), как катализаторами функционирования готовности младшего школьника к переживанию, различению, воспроизведению ладовысотных соотношений мелодии и проявлению чувства ритма.

Педагогика

Дата публикации: 21.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Сычева Светлана Владимировна , инструктор ФЗК
Веселовская Елена Викторовна , учитель-дефектолог
Бурцева Надежда Александровна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №3 «Радуга» , Саратовская обл

«Использование ТРИЗ технологии в работе с детьми с нарушением зрения»

Скачать статью

В статье описывается опыт внедрение современной технологии ТРИЗ в работе с детьми с нарушением зрения. Авторами описано игровое пособие «Волшебный куб».

Дата публикации: 18.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Некрасова Александра Николаевна , учитель
Тютюнова Елена Валерьевна , учитель
ОКОУ «Курская школа-интернат» , Курская обл

«Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать статью

В статье обосновывается важность внедрения элементов здоровьесберегающих технологий при организации учебного процесса на уроках в начальной школе при работе с детьми с ограниченными возможностями. Автором отмечены виды физкультминуток в начальной школе.

Дата публикации: 12.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Чуева Татьяна Ивановна , старший методист
Осетрова Татьяна Сергеевна , педагог дополнительного образования
МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества» , Белгородская обл

«Как правильно помогать дошкольнику при изучении английского языка»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу применения навыков и знаний родителей для помощи в изучении английского языка детьми дошкольного возраста. Авторами рассматриваются рекомендации для родителей по правильному закреплению английского языка детьми дошкольного возраста в домашних условиях.

Дата публикации: 26.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Татаренко Ангелина Сергеевна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С КВ №84» , Белгородская обл

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности в условиях логопедического пункта при формировании фонематического слуха у старших дошкольников, имеющих нарушения речи»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Автор в статье раскрывает формы и методы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Дата публикации: 26.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ануфриева Галина Борисовна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С КВ №84» , Белгородская обл

«Развитие фонематического слуха у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

Скачать статью

В статье раскрывается значимость формирования фонематического слуха у детей, имеющих речевые проблемы как один из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Автором отмечены методы и приёмы развития фонематического слуха у старших дошкольников с ТНР.

Дата публикации: 24.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ткаченко Татьяна Алексеевна , музыкальный руководитель
Курбанова Саида Магомедтагировна , музыкальный руководитель
МБДОУ «Д/С №7 «Семицветик» , Белгородская обл

«Развитие музыкального слуха дошкольника посредством игры на музыкальных народных инструментах»

Скачать статью

В статье раскрываются вопросы развития музыкального слуха ребенка посредством игры на музыкальных инструментах, которую можно начинать с раннего детского возраста. Авторами отмечено, что этот вид деятельности дает большие результаты в развитии музыкальной памяти, ритма, мелкой моторики пальцев, и становлении дыхательного аппарата.

Инклюзивное образование

Дата публикации: 05.05.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Животова Полина Валерьевна , студентка
Горбунова Олеся Федоровна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , Хакасия Респ

«Использование речевых игровых ситуаций в развитии звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

Скачать статью

В статье раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по использованию речевых игровых ситуаций в развитии звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. В ходе исследования автор приходит к выводу, что использование речевых игровых ситуаций способствует развитию произносительных навыков учащихся.

Педагогика

Дата публикации: 17.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Семёнова Ольга Михайловна , учитель-дефектолог
БОУ ЧР «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия

«Кружковая работа по театрализованной деятельности как средство развития речевых и творческих способностей школьников с нарушением слуха»

Скачать статью

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности на развитие речевых и творческих способностей школьников с нарушением слуха. Автором представлены мероприятия, проведенные в рамках проекта.

Дата публикации: 18.11.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Логвинова Наталья Ивановна , воспитатель
Мазырина Людмила Анатольевна , воспитатель
Курбанова Саида Магомедтагировна , музыкальный руководитель
МБДОУ «Д/С №46 «Колокольчик» , Белгородская обл

«Музыка в жизни ребёнка»

Скачать статью

В статье раскрывается значение и воздействие музыки на общее развитие детей в детском саду и дома. Авторами отмечено как сформировать музыкальный вкус и предпочтения у детей дошкольного возраста.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании

Дата публикации: 28.10.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Антонова Лилия Закирьяевна , старший преподаватель
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» , Белгородская обл
Гончаренко Людмила Ивановна , воспитатель
Козьменко Светлана Александровна , воспитатель
Колупаева Людмила Викторовна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №2» , Белгородская обл

«Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей»

Скачать статью

В статье рассматривается формирование фонетической стороны речи у ребёнка в онтогенезе, выделены возрастные периоды формирования звуков речи.

Инклюзивное образование

Дата публикации: 25.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Магомедова Аида Насрутдиновна , канд. пед. наук , доцент
Мустафаева Гюнель , магистрант
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова» , Дагестан Респ

«Характеристика развития вербальных средств общения у детей с нарушениями слуха»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу активации речевой деятельности слабослышащих детей в процессе обучения. Авторами отмечены факторы, влияющие на развитие вербальных средств общения.

Педагогика

Дата публикации: 18.10.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Шарифуллина Ирина Николаевна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №121» , Татарстан Респ

«Формирование фонематических процессов как средство профилактики дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Скачать статью

В статье представлены особенности и развития всех компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи. Автором отмечено влияние несформированности фонематических процессов на дальнейшем обучении в школе.

Психология

Дата публикации: 31.07.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Маслакова Олеся Ивановна , педагог-психолог
МБДОУ «Д/С №31 «Журавлик» , Белгородская обл

«Значимость различных направлений работы по сенсорному развитию дошкольников»

Скачать статью

Статья посвящена сенсорному развитию дошкольников. В работе приводится краткое определение данного процесса, представлена актуальность некоторых направлений работы с детьми. Такая деятельность в детском саду включает развитие целенаправленного слухового восприятия, восприятия цвета, формы объемных предметов при тактильном взаимодействии, зрительного восприятия формы, качеств величины.

Педагогика

Дата публикации: 17.06.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Саттарова Лилия Владимировна , учитель-дефектолог
ГБОУ «Нижнекамская школа-интернат» , Татарстан Респ

«Взаимодействие школьных специалистов в коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников с нарушением слуха»

Скачать статью

В статье представлены методические рекомендации коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. Автор отмечает, что работа должна осуществляться путём тесного сотрудничества всех участников коррекционно-развивающего процесса: учителя, логопеда и психолога.

Коррекционная педагогика

Дата публикации: 16.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Белова Ольга Николаевна , учитель-логопед
Васильева Екатерина Викторовна , учитель-логопед
Васильева Светлана Алексеевна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №27 «Рябинка» ,

«Конспект логопедического занятия-практикума по формированию фонематического восприятия для родителей и их детей»

Скачать статью

В статье представлен конспект логопедического занятия. Мероприятие предназначено для родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями речи, с целью педагогического просвещения и вовлечения их в коррекционный процесс.

Дата публикации: 16.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Диомидова Татьяна Дмитриевна , учитель-логопед
Бычкова Ольга Павловна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №27 «Рябинка» ,

«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

Скачать статью

В статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ТНР. Авторами представлены этапы формирования фонематических процессов.

Педагогика

Дата публикации: 19.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Папенкова Юлия Ивановна , воспитатель
Коровина Екатерина Андреевна , воспитатель
МАДОУ «ЦРР – Д/С №74 «Забава» , Белгородская обл

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу сенсорного развития детей раннего возраста и его важной роли в общем развитии ребенка. В работе рассматривается определение сенсорного развития, его влияние на когнитивные и моторные навыки, а также значимость сенсорного развития для формирования навыков самообслуживания и социальной адаптации. Авторами освещены различные направления сенсорного развития и методики его стимуляции.

Дата публикации: 05.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Турилова Татьяна Петровна , учитель-логопед
МАДОУ «Д/С №4» , Нижегородская обл

«Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу о формировании слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. В работе раскрыты основные этапы логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Автором описаны принципы коррекции слоговой структуры слова.

Дата публикации: 09.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пиндюр Екатерина Викторовна , музыкальный руководитель
МАДОУ «Д/С №4» , Нижегородская обл

«Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Скачать статью

Статья посвящена развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий, раскрыты этапы работы по развитию певческих навыков. Описаны игровые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастики, используемые при развитии певческих навыков.

Дата публикации: 19.02.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Плеханова Лариса Михайловна , воспитатель
Михайлова Ирина Геннадьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №27 «Рябинка» ,

«Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Кораблик отправляется в морское путешествие»»

Скачать статью

В статье раскрываются вопросы эффективного взаимодействия всех видов анализаторов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Авторами представлены упражнения на развитие координации и моторики.