Список публикаций по ключевому слову: «индивидуализация»
Психология
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» , Москва г
«Индивидуализированные образовательные стратегии: психологические методы поддержки детей с РАС»
В статье проводится системный анализ наиболее доказательных и распространенных методов обучения и коррекции детей с РАС. Подробно рассматриваются методология прикладного анализа поведения (ABA), стратегии сенсорной интеграции и поддержки, современные подходы к развитию коммуникации (PECS, социальные истории), а также методы, основанные на игровой и проектной деятельности. Особый акцент делается на критической важности синтеза структурированных зарубежных методик, имеющих мощную доказательную базу, с глубокими теоретическими и практическими наработками отечественной дефектологической и психологической школы. В рамках последней центральное место отводится эмоционально-смысловой коррекции и развитию аффективной сферы ребенка. Статья обосновывает необходимость построения целостной образовательной траектории, ориентированной не на симптом, а на личность ребенка с РАС, с учетом его уникального профиля развития и семейного контекста.
Педагогика
Шерстнева Наталия Анатольевна , воспитатель
Степанова Наталия Георгиевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №1 «Солнышко» , Чувашская Республика - Чувашия
«Стратегии развития дошкольной педагогики в современном мире»
В работе рассматриваются основные стратегии (индивидуализация и персонализация образовательного процесса, развитие ребенка через игру и проектную деятельность, компетентностный подход, интеграция цифровых технологий, тесное сотрудничество с семьей, психолого-педагогическое сопровождение, а также непрерывное профессиональное развитие педагогов). Акцент делается на формировании у детей ключевых компетенций, подготовке их к жизни в современном обществе и максимальном раскрытии их индивидуального потенциала. Подчеркивается важность создания гибкой, развивающей образовательной среды, ориентированной на ребенка, и партнерства между детским садом и семьей.
МАДОУ «Д/С №147 КВ с татарским языком воспитания и обучения» , Татарстан Респ
«Использование искусственного интеллекта в коррекционной работе учителя-логопеда»
Биологические науки
ФГБУН «Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН» , Москва г
Комков Иван Борисович , тренер
АНО СК «Канку» , Москва г
Логинова Надежда Александровна , канд. биол. наук , старший научный сотрудник
ФГБУН «Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН» , Москва г
«Иммунологический андроид – основа резистентности в результате перехода от сложных представлений о системах к простым»
В статье рассматривается иммунологический андроид как основы резистентности в результате перехода от сложных представлений о системах к простым. Прямой задачей организационной системы, снабженной информационно-техническим иммунитетом, является выявление причин, ведущим к конфликтным ситуациям между системами и их предупреждение. Связующим звеном между системой и информационно-техническим иммунитетом при определении причин, ведущих к межсистемному конфликту, является осознание чужеродного элемента при его попытке внедриться в систему. Многоуровневая логика системы ограничений, осознание и информационно-технический иммунитет составляют системное триединство, то есть единую матрицу сознания.
Педагогика
Дудина Лариса Леонидовна , воспитатель
Баринова Наталья Александровна , воспитатель
МБДОУ «Д/С «Василек» КВ» , Татарстан Респ
«Роль предметно-развивающей среды для развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ»
В статье рассматривается роль предметно-развивающей среды для развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ. Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Ряписов Николай Александрович , д-р экон. наук, доцент , профессор
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» , Новосибирская обл
«Индивидуализация профессионального развития учителя химии в условиях научно-методического сопровождения педагогов»
Задача становления и развития профессионального мастерства учителей решается в современной российской образовательной сфере в аспекте реализации идеи индивидуализации этих процессов. В качестве основного формата подобной индивидуализации органами управления образованием и профессиональным сообществом предложен индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) педагога, встроенный в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, разработанную в 2020 году. Внедрение ИОМ в образовательную практику обостряет проблему индивидуальных профессиональных запросов педагогов на непрерывное профессиональное развитие в условиях крайне формализованных требований системы управления образованием к процессу, структуре и содержанию ИОМ педагога. Исследование основывается на рефлексивном анализе отечественных публикаций, характеризующих необходимость и возможности использования ИОМ в сфере образования, а также опросов учителей и руководителей образовательных организаций, использующих механизм ИОМ в процессах профессионального развития педагогических кадров. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о необходимости оптимизации механизмов индивидуального профессионального развития учителей на основе методологии бесшовного образования, формирования субъектности педагога в процессе становления и развития его аутопсихологической компетентности, использования возможностей профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, методических объединений и т. д.), в том числе в области химического образования.
Литвишко Ирина Викторовна , учитель
МБОУ «СОШ №13» , Белгородская обл
«Интеграция цифровых технологий в учебный процесс начальной школы: возможности и вызовы»
Авторы статьи отмечают, что в условиях стремительного развития информационных технологий вопрос внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс начальной школы приобретает особую значимость. В статье рассматривается вопрос возможностей и вызовов, связанных с использованием цифровых технологий, актуальных сегодня в начальной школе.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «СОШ №6 им. В.И. Чапаева» , Чувашская Республика - Чувашия
«Современные подходы к мотивации обучающихся»
Статья посвящена вопросу о современных подходах к мотивации обучающихся в образовательных учреждениях. Рассматриваются эффективные методы активизации интереса к обучению, включающие игровую форму занятий, проектную деятельность, творческое самовыражение и систему поддержки индивидуальных достижений учащихся. Приводятся примеры конкретных методик, направленных на формирование устойчивых познавательных потребностей и творческой активности школьников.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В. Андреева» , Чувашская Республика - Чувашия
«Описание опыта инновационно-творческой деятельности: пути повышения эффективности уроков информатики»
В статье рассматриваются пути повышения эффективности уроков информатики в современных условиях образования. Автор анализирует существующие методики и подходы к преподаванию предмета, выявляет ключевые факторы, которые влияют на качество усвоения материала учениками, и предлагает пути оптимизации учебного процесса.
МБОУ «Тарханская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Некоторые проблемы инновационного образования»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «Шатьмапосинская ООШ» Моргаушского МО , Чувашская Республика - Чувашия
«Внеурочная деятельность учителей и педагогов дополнительного образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Статья посвящена вопросу организации внеурочной деятельности учителей и педагогов дополнительного образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. В работе рассматриваются основные принципы организации внеурочной деятельности, включая системность, индивидуализацию и доступность. Обсуждаются этапы разработки и реализации программ внеурочной работы, а также их формы, такие как кружки, секции, мастер-классы и социальные проекты. Указана ключевая роль внеурочной деятельности в образовательном процессе, способствующая всестороннему развитию личности, социальной адаптации и углубленному обучению учащихся. В заключение подчеркивается необходимость комплексного подхода к организации внеурочной деятельности как важной составляющей современного образовательного процесса.
Захаров Иван Николаевич , мастер производственного обучения
ГАПОУ «Канашский транспортно-энергетический техникум» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия
«Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках учебной практики»
Статья посвящена проблеме исследования технологии личностно-ориентированного обучения, применяемой на уроках учебной практики. Авторы рассматривают теоретические основы и практическое воплощение данной методики, акцентируя внимание на особенностях её реализации в условиях профессионального образования. Приводятся конкретные примеры применения технологии личностно-ориентированного обучения при изучении рабочих процессов слесарей технологических установок. Авторы подчеркивают, что использование личностно-ориентированного подхода значительно повышает мотивацию студентов, развивает их профессиональные компетенции, творческое мышление и способность к самостоятельному принятию решений.
Педагогика
МБОУ «СОШ №1» , Московская обл
«Индивидуализация и дифференциация при обучении решению текстовых задач»
Исследования в образовании и образовательные практики
Столичный педагогический университет , Китайская Народная Республика
«Современные методы диагностики музыкального развития обучающихся начальной школы Китая»
В статье предлагаются условия для применения в начальном общем образовании современных методов диагностики музыкального развития детей. Теоретическую значимость статьи определяет то, что в ней обоснованы научные подходы к проблеме диагностики музыкального развития, обоснованию комплексного подхода к оценке музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по организации диагностического процесса, определении перспективных направлений совершенствования методов наблюдения и возможности использования полученных результатов в реальной педагогической практике.
МБОУ «Новотимошкинская СОШ» , Татарстан Респ
«Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
В статье рассматривается проблема организации работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях в контексте реализации ФГОС. Автором проанализированы основные подходы и технологии выявления, поддержки и развития талантливых школьников с учетом требований современного образовательного стандарта. Особое внимание уделено методам создания развивающей образовательной среды, индивидуализации обучения и формированию условий для раскрытия потенциала каждого ребенка.
Инклюзивное образование
МБОУ «СОШ №12» , Чувашская Республика - Чувашия
«Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при изучении математики в 5–9 классах»
Педагогика
ГБНОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга , Санкт-Петербург г
«Современные формы работы с одаренными детьми»
Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса для одаренных детей и подростков. Автор рассматривает необходимость адаптации традиционных учебных программ под специфику одаренных учащихся, подчеркивая значимость индивидуальных образовательных траекторий. Особое внимание уделяется эффективному использованию метода проектов и исследовательской деятельности, которые способствуют развитию творческих и аналитических навыков, необходимых для успешной профессиональной карьеры. Подчеркивается важная роль профильного обучения и наставничества в создании условий для полноценного раскрытия интеллектуального потенциала молодых людей. Дополнительно отмечается положительная роль игровых технологий, повышающих мотивацию и вовлечение в учебный процесс. Итоги исследования показывают высокую практическую ценность разработанных предложений, рекомендуемых для включения в общую стратегию государственной образовательной политики. Рекомендуется продолжение исследований, направленных на дальнейшее улучшение качества работы с одаренными детьми посредством систематизации опыта и изучения новых педагогических инструментов.
Исследования в образовании и образовательные практики
МКУ «Отдел образования» , Татарстан Респ
«Эффективные практики воспитания в начальной школе: взгляд методиста»
Статья посвящена актуальным вопросам обновления воспитательного процесса в начальной школе в условиях динамично меняющегося мира. Также представлен опыт внедрения эффективных воспитательных практик, основанных на принципах личностно-ориентированного и деятельностного подходов. В статье подробно рассмотрены конкретные примеры из опыта работы с учителями, иллюстрирующие реализацию проектной деятельности («Мой край – моя гордость»), создание школьных музеев («История в лицах») и другие формы работы, направленные на формирование гражданской позиции, развитие творческих способностей и укрепление семейных ценностей.
Педагогика
Богоровская Валерия Максимовна , учащаяся
ГБОУ «СОШ №383» , Санкт-Петербург г
«Взаимосвязь математических способностей и психологических характеристик личности»
В работе проведено анкетирование 150 респондентов (учеников 11 классов и студентов) и анализ их результатов решения задач на логику, пространственное мышление, вероятностный анализ и алгоритмы. Выявлены значимые корреляции между уровнем математических навыков и такими личностными качествами, как настойчивость, внимательность, дисциплинированность и ответственность. Участники с продвинутым уровнем продемонстрировали показатели внимательности (90%) и настойчивости (95%), в то время как группа с низким уровнем характеризовалась преобладанием лени (30%) и невнимательности (25%). Результаты исследования подчеркивают необходимость интеграции психологического подхода в образовательные методики для персонализации обучения.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
МБОУ «Турмышская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования на уроках русского языка»
Статья рассматривает роль инновационных технологий в процессе обучения русскому языку, подчеркивая их значимость для повышения качества образования. Автор делятся опытом внедрения таких технологий, как мультимедийные ресурсы и интерактивные доски, в учебный процесс. В исследовании выделяются ключевые аспекты применения цифровых инструментов, которые способствуют активному вовлечению учащихся и индивидуализации обучения. Примеры, такие как использование платформы «Kahoot!» для викторин и организации виртуальных классов, демонстрируют, как технологии могут оживить уроки и улучшить взаимодействие между учениками и преподавателем. Автор обоснованно утверждает, что интеграция инновационных технологий не только делает обучение более интересным и доступным, но и развивает критическое мышление и самостоятельность учащихся. Заключение статьи акцентирует внимание на важности адаптации технологий к специфическим потребностям учеников и формирования благоприятной образовательной среды для их успешного обучения.
Педагогика
Батарина Виктория Владиславовна , учитель
Пандакова Дина Юрьевна , учитель
Яковлева Ольга Николаевна , учитель
Смыслова Любовь Юрьевна , учитель
МБОУ «СОШ №10» ,
«Интернет-ресурсы для формирования функциональной грамотности обучающихся»
Филология и лингвистика
МАОУ «Лицей №110 им. Л.К. Гришиной» , Свердловская обл
«Роль искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам: инновационные подходы и перспективы для старшеклассников»
В статье рассматривается роль искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения иностранным языкам для школьников старших классов. Анализируются инновационные технологии, которые помогают улучшить навыки аудирования, чтения и говорения, а также способствуют индивидуализации обучения. Автором исследуются примеры успешного применения ИИ в образовательных платформах и приложениях, а также рассматриваются педагогические подходы, которые могут быть эффективными при внедрении этих технологий. Особое внимание уделяется вызовам, с которыми столкнутся педагоги и учащиеся в процессе интеграции ИИ в систему образования.
Педагогика
МАОУ «Лицей №130» , Свердловская обл
«Индивидуализация обучения математике в старших классах: разработка и применение образовательных технологий»
В статье рассматривается технология индивидуального обучения математике в старших классах как эффективный инструмент повышения качества образования. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям учащихся, включая их уровень подготовки, темп усвоения материала и познавательные интересы. Особое внимание уделяется вызовам современного образования, таким как подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и развитие навыков 21 века, включая критическое мышление и самостоятельность. Исследование основывается на анализе существующих подходов к индивидуализации обучения, включая дифференцированное обучение, персонализированные траектории и использование цифровых инструментов. В качестве основной методологии разработана универсальная технология индивидуализации, включающая диагностику уровня знаний, постановку образовательных целей, построение индивидуальных маршрутов, контроль и корректировку прогресса.
Клестова Ирина Александровна , учитель
Павлова Ольга Вячеславовна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл
«Личность преподавателя в образовательном процессе»
В статье рассматривается вопрос современного образования, которая сталкивается с множеством вызовов, среди которых можно выделить необходимость адаптации к быстро меняющемуся миру, внедрение новых технологий и изменение подходов к обучению. Авторами отмечено, что личность преподавателя становится одним из ключевых факторов, определяющих успех образовательного процесса. Преподаватель не просто передает знания, но и формирует личность ученика, его мировоззрение и социальные навыки. Именно поэтому исследование роли личности преподавателя в школьном образовательном процессе является актуальным и важным.
Современные технологии в образовании
МОУ «Пролетарская СОШ №2» , Белгородская обл
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка в школе»
Статья посвящена проблеме использования современных образовательных технологий на уроках русского языка в школе. Современное общество требует от системы образования постоянных изменений и адаптации к новым условиям жизни и работы. Автором отмечено, что внедрение современных образовательных технологий на уроках русского языка в школе становится необходимостью, поскольку способствует не только усвоению учебного материала, но и развитию критического мышления, творческих способностей учащихся и их готовности к будущей профессиональной деятельности.

