Список публикаций по ключевому слову: «социальная»
Педагогика
Радченко Дарья Геннадьевна , педагог дополнительного образования, методист
Ходыкана Светлана Ивановна , педагог организатор, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества» , Белгородская обл
«Доброе творчество: практики формирования эмпатии и социальной инициативы у воспитанников дома детского творчества»
Социальные процессы и образование
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» , Белгородская обл
Гринькова Галина Викторовна , педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ЦДО «Успех» , Белгородская обл
Борисова Нина Сергеевна , воспитатель
Бужинская Александра Евгеньевна , воспитатель
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» , Белгородская обл
Юзеева Ольга Эдуардовна , учитель-логопед
МОУ «Начальная школа «Радуга детства» , Белгородская обл
«Формирование навыков правильного общения и поведения в обществе»
Статья посвящена вопросу формирования у детей дошкольного возраста (5–6 лет) необходимых навыков общения и адекватного поведения в социуме. Описываются основные цели, направления и методики воспитания, подчеркивающие значимость раннего развития социальной компетентности. Рассматриваются практические советы для родителей и педагогов, включая создание благоприятной атмосферы, поощрение активного общения, уважение к окружающим, разрешение конфликтов и формулирование четких правил поведения. Подчеркивается необходимость совместных занятий и упражнений, направленных на развитие социально значимых качеств. Статья ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся проблемами социализации дошкольников и желающих способствовать гармоничному формированию личности ребенка.
Педагогика
Пузанова Марина Николаевна , воспитатель
Чайка Елена Владимировна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52» , Белгородская обл
«Цифровое образовательное пространство как способ взаимодействия с родителями воспитанников с целью их педагогического просвещения»
Бочарникова Светлана Дмитриевна , воспитатель
Ерёмина Ольга Владимировна , педагог-психолог
МБОУ «Начальная школа – Д/С №8» , Белгородская обл
«Акции в детском саду – важный элемент воспитательной работы с дошкольниками»
Психология
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» , Москва г
«Технологии поддержки жён участников специальной военной операции (СВО), воспитывающих детей с ОВЗ»
В статье рассматривается актуальная проблема оказания комплексной психолого-педагогической поддержки женам участников специальной военной операции (СВО), воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных моделей сопровождения, учитывающих двойную нагрузку таких семей. Целью работы является анализ и теоретическое обоснование технологий поддержки, включая психологические, образовательные и социальные аспекты. Методологическую основу составили системный подход и анализ современной научной литературы и практик. Выявлены ключевые направления работы: психологическая помощь, правовое консультирование, педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и профессиональная переподготовка женщин. Определены риски, связанные с эмоциональным выгоранием матерей и необходимостью межведомственного взаимодействия. Сделан вывод о критической важности интеграции технологий поддержки для успешной адаптации и социализации как детей с ОВЗ, так и их матерей, переживающих стресс, связанный с участием супруга в СВО.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «Шатьмапосинская ООШ» Моргаушского МО , Чувашская Республика - Чувашия
«Внеурочная деятельность учителей и педагогов дополнительного образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Статья посвящена вопросу организации внеурочной деятельности учителей и педагогов дополнительного образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. В работе рассматриваются основные принципы организации внеурочной деятельности, включая системность, индивидуализацию и доступность. Обсуждаются этапы разработки и реализации программ внеурочной работы, а также их формы, такие как кружки, секции, мастер-классы и социальные проекты. Указана ключевая роль внеурочной деятельности в образовательном процессе, способствующая всестороннему развитию личности, социальной адаптации и углубленному обучению учащихся. В заключение подчеркивается необходимость комплексного подхода к организации внеурочной деятельности как важной составляющей современного образовательного процесса.
Социология
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» , Свердловская обл
«Типология туристской идентичности молодежи и социальные практики»
Инклюзивное образование
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия
«Коррекционно-развивающие технологии, формы и методы работы с детьми с ОВЗ»
Предлагаемая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми, имеющими умственную отсталость (УО), задержку психического развития (ЗПР) и расстройства аутистического спектра (РАС). Статья представляет собой комплекс методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, развитие когнитивных функций, коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Педагогика
Ляхова Наталья Сергеевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С КВ №71» , Белгородская обл
««Тур выходного дня» как форма взаимодействия семьи и ДОУ»
В статье рассказывается о нетрадиционных формах взаимодействия педагогов и семей воспитанников ДОУ. Подчеркивается важность совместной активной деятельности детей и родителей вне стен детского сада для укрепления семейных связей, развития познавательного интереса и формирования доверительных отношений между педагогами и семьями воспитанников.
Социальные процессы и образование
МБДОУ «Д/С №20 «Аистенок» , Белгородская обл
«Адаптация детей 1,5–2 года: как создать уют»
Адаптация – это непростой, но очень важный период в жизни ребенка. Чтобы он прошел гладко, нужен комплексный подход: внимание к чувствам, потребностям и особенностям ребенка. Если все сделать правильно, то адаптация станет не только началом новой главы, но и прочным фундаментом для его будущего развития и умения ладить с окружающими.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
Чернова Дарья Алексеевна , учитель-логопед
Степаненко Наталья Викторовна , педагог-психолог
МБОУ «СОШ №43» , Белгородская обл
«Взаимодействие психолога и логопеда: синергия для комплексного развития ребенка»
В статье рассматривается вопрос важности совместной работы психолога и логопеда в комплексном развитии ребенка, особенно при наличии речевых и психических затруднений. Показано, что синергия этих специалистов обеспечивает более эффективную коррекционно-развивающую поддержку, учитывая как речевые, так и эмоционально-психологические особенности детей.
Педагогика
Беляева Мария Леонидовна , старший воспитатель
Лепетуха Дина Викторовна , педагог-психолог
МБДОУ «Д/С №67» , Белгородская обл
«Развитие танцевально-двигательной терапии в педагогике: исторический анализ и современные аспекты»
Смолякова Людмила Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл
«Работа воспитателя по подготовке к переходу на новую ступень образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)»
Экономика
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» , Волгоградская обл
«Перспективы развития сельскохозяйственных территорий в условиях современных вызовов»
Статья посвящена исследованию возможностей устойчивого развития сельскохозяйственных территорий России в условиях современных экономических, социальных и экологических вызовов. Основное внимание уделено проблемам оттока населения, низкого уровня инфраструктуры и ограниченного доступа к инновациям. Использованы методы анализа научной литературы, статистических данных и обобщения опыта реализации государственных программ. Выявлены ключевые направления совершенствования: модернизация социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура), внедрение инновационных технологий в сельское хозяйство, диверсификация экономики через агротуризм и малое предпринимательство, а также обеспечение экологической устойчивости. Результаты подчёркивают необходимость комплексного подхода, включающего усиление государственной поддержки и координацию муниципальных органов. Предложены рекомендации по оптимизации финансирования и адаптации успешных региональных практик для повышения качества жизни и обеспечения продовольственной безопасности.
Технические науки
Сомова Марина Валериевна , доцент
Институт космических и информационных технологий ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» , Красноярский край
«Эволюция киберугроз: новые тренды и стратегии защиты»
В работе исследуются преобразования природы современных киберугроз, вызванные цифровизацией общества и широкими технологиями распределённых вычислений, облачных сервисов, интернета вещей и искусственного интеллекта. Отмечается существенное изменение характеристик атак: от точечных вирусных нарушений и локальных вторжений к сложно устроенным, долгосрочным и адаптивным кампаниям. Рассматриваются современные подходы к построению безопасной архитектуры.
Сомова Марина Валериевна , доцент
Институт космических и информационных технологий ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» , Красноярский край
«Социальная инженерия: методы противодействия и защита от психологических манипуляций»
В работе рассматривается социальная инженерия как одна из главных угроз информационной безопасности, основанной на психологических манипуляциях. Анализируются методы атак (фишинг, вишинг, смишинг, бейтинг и др.), стадии их реализации, а также когнитивные и эмоциональные механизмы воздействия на жертв. Отдельное внимание уделяется комплексным стратегиям защиты, включающим развитие корпоративной культуры кибербезопасности, обучение сотрудников, мотивацию на безопасное поведение и применение технических средств защиты.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
Шевихова Анна Владимировна , педагог-психолог
Деминова Елена Юрьевна , учитель-дефектолог
МБДОУ «Д/С №67» , Белгородская обл
«Танцевально-двигательная терапия в инклюзивной среде: развитие дружелюбия и коммуникации у дошкольников»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
Землянушнова Евгения Викторовна , педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества» , Белгородская обл
«Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности одарённых детей: практики дополнительного образования в фокусе преодоления сложностей»
Статья посвящена вопросу преодоления социально-эмоциональных трудностей одаренных детей (сложности в коммуникации, эмпатии, командной работе, управлении эмоциями) через практики дополнительного образования. Авторы подчеркивают уникальный потенциал дополнительного образования для развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности благодаря гибкости и ориентации на интересы ребенка.
Психология
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» , Омская обл
Мастерских Ксения Алексеевна , учитель-дефектолог
Андиашвили Алексей Суликович , педагог-психолог
БУ ОО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» , Омская обл
«Из опыта организации групповой работы по развитию коммуникативных навыков с детьми младшего подросткового возраста с расстройствами аутистического спектра»
В статье представлен опыт организации групповых встреч с детьми с РАС школьного и младшего подросткового возраста по развитию навыков коммуникации и социального взаимодействия на базе Бюджетного учреждения Омской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Омск. Рассматривается пример подготовки к посещению музея и использования личной книги «Мы идём в музей!».
Педагогика
Асовик Елена Вячеславовна , воспитатель
МДОУ «Д/С №32» , Белгородская обл
«Как подготовить ребенка к обучению в школе?»
МДОУ «Д/С КВ №4» , Московская обл
«Сущность понятия «дети группы риска»»
Статья посвящена вопросу сущности понятия «дети группы риска». Автором отмечено, что основная мысль статьи заключается в том, что «дети группы риска» требуют особого внимания и вмешательства со стороны общества. Они сталкиваются с негативными факторами, способствующими их социальной дезадаптации, и часто являются жертвами неблагоприятных условий воспитания и социальной среды. Проблемы в поведении у таких детей могут быть связаны как с психологической незрелостью, так и с биологическими и социальными причинами.
Соловьева Оксана Викторовна , воспитатель
Самсонова Елена Александровна , воспитатель
МБДОУ «Д/С КВ №71» , Белгородская обл
«Волонтерское движение в ДОУ «Мы выбираем здоровье!»»
Исследования в образовании и образовательные практики
МБДОУ «Д/С №20 «Аистенок» , Белгородская обл
«Выпускная группа детского сада – последний аккорд перед школой»
Психология
Олешко Татьяна Ивановна , канд. психол. наук, доцент , преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край
«Психология различных типов семьи»
В статье рассматриваются основные виды семей, их характеристики, функции и влияние на воспитание детей. Обсуждаются нуклеарные, расширенные, одинокие, неполные, однополые семьи и семьи с приемными детьми. Автором рассматривается разнообразие семейных структур и их значение в современном обществе, а также делается акцент на важности семейных отношений для эмоционального и экономического развития.
Экономика (экономическая теория, финансы, бухгалтерский учет, статистика и др.)
Гимназия №9 , Казахстан
«Бизнес как инструмент для решения социального неравенства»
Исследование рассматривает роль бизнеса в решении социального неравенства через создание рабочих мест, корпоративную социальную ответственность (CSR) и инклюзивную корпоративную культуру. Анализируются формы неравенства, такие как гендерное и экономическое, и их влияние на общество. Приводятся примеры успешных инициатив компаний, таких как Patagonia и Ben & Jerry's, а также статистика, подтверждающая эффективность таких практик. В работе также обсуждаются проблемы, связанные с корпоративными интересами и доступом к ресурсам, и подчеркивается важность продолжения усилий бизнеса для создания более справедливого общества.

