Список публикаций по ключевому слову: «педагогическое сопровождение»
Современные технологии в образовании
Щербинина Ольга Станиславовна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» , Костромская обл
«Анализ современных практик работы с одаренными детьми в общеобразовательных организациях»
В статье акцентируется внимание на высокой актуальности проблематики сопровождения одаренных детей в современной системе образования и осуществляется системный анализ концептуальных подходов к пониманию одарённости как сложного психолого-педагогического феномена. Автором выделяются ключевые барьеры, ограничивающие полноценную реализацию потенциала данной категории обучающихся, и рассматривается спектр педагогических моделей и технологий, применяемых в общеобразовательных организациях. Представлен обзор основных моделей и методов работы с одаренными детьми, включая индивидуальные образовательные программы, проектную деятельность и участие в интеллектуальных состязаниях. Кроме того, приводятся примеры успешной реализации указанных подходов в отечественной и зарубежной образовательной практике, что позволяет оценить вариативность и эффективность современных стратегий поддержки одарённых учащихся.
Педагогика
Боровская Светлана Валентиновна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №20 «Калинка» , Белгородская обл
«Познавательный интерес у дошкольников: от спонтанного любопытства к осознанному познанию»
В статье представлен авторский взгляд на феномен познавательного интереса у детей 3–7 лет. В отличие от традиционных трактовок, где интерес рассматривается как статичное состояние, авторы анализируют его как динамический процесс с нелинейной траекторией развития. На основе синтеза классических и современных исследований выявлены критические точки формирования интереса, описаны типологические особенности его проявления у дошкольников, а также предложены инновационные приёмы педагогического сопровождения. Особое внимание уделено роли семьи как первичного агента социализации, влияющего на устойчивость познавательной мотивации.
Семыкина Елена Васильевна , учитель-дефектолог
Целовальникова Екатерина Сергеевна , педагог-психолог
МБДОУ «Д/С №52» , Белгородская обл
«Система психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива ДОУ»
Авторы статьи раскрывают актуальность и важность работы педагога-психолога в деле профессионального сопровождения педагогов детского сада. Создание благоприятного, здорового, психологического климата в дошкольной организации положительно влияет на качество образовательного процесса и взаимодействие с родителями воспитанников.
Психология
Селезнёва Елена Юрьевна , музыкальный руководитель
Дутова Ольга Владимировна , воспитатель
Алейникова Ольга Александровна , воспитатель
МБДОУ «Д/С КВ №11» , Белгородская обл
«Психолого-педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры младшего дошкольного возраста»
В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры младшего дошкольного возраста. «Игра» – арифметика социальных отношений, поскольку в игре ребенок приобретает навыки и новые формы общения. В игре ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, развивая эмоционально-волевую сферу, признавать мнения и заслуги других, соглашаться с желаниями, интересами товарищей.
МБДОУ «Д/С №2 КВ для детей с нарушением речи» , Чувашская Республика - Чувашия
Варламова Мария Евгеньевна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» , Чувашская Республика - Чувашия
«Особенности профессионального самоопределения у старших подростков с нарушениями зрения»
В статье рассматривается профессиональное самоопределение старших подростков с нарушением зрения, которое становится критически важной задачей, учитывая их специфические вызовы и ограничения. Автором подчеркивается необходимость комплексной поддержки в развитии профессиональной идентичности, включая педагогическое сопровождение, развитие самосознания и укрепление самооценки. Ключевыми элементами являются доступ к информации, технологиям и образовательным ресурсам, а также создание благоприятных организационно-педагогических условий. Поддержка со стороны семьи, педагогов и социальных институтов существенно влияет на успешность процесса карьерного самоопределения и адаптации в обществе.
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» , Москва г
«Технологии поддержки жён участников специальной военной операции (СВО), воспитывающих детей с ОВЗ»
В статье рассматривается актуальная проблема оказания комплексной психолого-педагогической поддержки женам участников специальной военной операции (СВО), воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных моделей сопровождения, учитывающих двойную нагрузку таких семей. Целью работы является анализ и теоретическое обоснование технологий поддержки, включая психологические, образовательные и социальные аспекты. Методологическую основу составили системный подход и анализ современной научной литературы и практик. Выявлены ключевые направления работы: психологическая помощь, правовое консультирование, педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и профессиональная переподготовка женщин. Определены риски, связанные с эмоциональным выгоранием матерей и необходимостью межведомственного взаимодействия. Сделан вывод о критической важности интеграции технологий поддержки для успешной адаптации и социализации как детей с ОВЗ, так и их матерей, переживающих стресс, связанный с участием супруга в СВО.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
МБОУ «Комсомольская СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, чьи семьи затронуты специальной военной операцией»
В статье рассматривается вопрос психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Автор анализирует комплекс мер, направленных на поддержку и реабилитацию детей, чьи семьи так или иначе затронуты специальной военной операцией. Перечислены особенности эмоционального и социального состояния детей из таких семей, а также методики и подходы, обеспечивающие создание безопасной и поддерживающей образовательной среды.
МБОУ «Кадетская школа» , Чувашская Республика - Чувашия
«Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младшего школьного возраста»
В статье рассматривается проблема особенностей психолого-психологического сопровождения детей младшего школьного возраста. Автор анализирует психологические и педагогические факторы, влияющие на успешность обучения, а также методы поддержки и коррекции, способствующие развитию мотивации, внимания и умений эффективной организации учебного процесса. Особое внимание уделяется взаимодействию педагогов, психологов и родителей для создания благоприятных условий, направленных на всестороннее развитие и адаптацию младших школьников к образовательной среде.
Инклюзивное образование
Попова Алиса Ильинична , учитель-логопед
Александрова Анна Александровна , педагог-психолог
МБДОУ «Д/С №136» , Чувашская Республика - Чувашия
«Опыт работы по реализации программы психолого-педагогического и логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, «Школа «Семицветик»»
В статье рассматривается вопрос о том, что дети, имеющие нарушения в развитии, испытывают большие трудности в социализации, поэтому в настоящее время актуальным становится поиск и применение новых форм и методов оказания коррекционной помощи в адаптации таких детей в социум. Авторы представили свою программу из-за необходимости комплексного психолого-педагогического и логопедического сопровождения, социальной адаптации детей с ОВЗ и их семей.
Современные технологии в образовании
АНПОО «Кубанский институт профессионального образования» , Краснодарский край
«Тьюторство в проектной деятельности с одаренными учениками»
Педагогика
МАОУ «СОШ №83» , Краснодарский край
«Формирование читательской грамотности младших школьников в процессе их психолого-педагогического сопровождения»
Статья посвящена актуальной проблеме формирования читательской грамотности, что является важным аспектом образовательного процесса и социализации. Автором рассматривается понятие читательской грамотности. Подчеркивается важность индивидуального подхода к каждому ребенку. Описываются различные подходы и технологии. В работе обсуждаются существующие трудности, подчеркивается важность комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Охримова Екатерина Николаевна , воспитатель
Смирнова Галина Александровна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №7» , Чувашская Республика - Чувашия
«Наставничество молодых педагогов ДОО: методология и пути решения»
Павлова Любовь Алексеевна , воспитатель
Юрченко Лариса Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52» , Белгородская обл
«Педагогическое сопровождение детей в период раннего детства»
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №204» , Краснодарский край
«Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации»
Социальные процессы и образование
Егизарьянц Марина Николаевна , канд. пед. наук, доцент , преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край
«Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании»
Инклюзивное образование
Галбацова Париза , магистрант
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова» , Дагестан Респ
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
Полубоярова Валентина Владимировна , педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ЦДО «Успех» , Белгородская обл
«Этапы педагогической консультации с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ»
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в сфере дополнительного образования – это процесс взаимодействия участников образовательной деятельности (педагога дополнительного образования, психолога, родителей), направленного на формирования образовательного пространства, благоприятного для освоения дополнительной образовательной программы обучающимся с ОВЗ. Для обеспечения эффективной реализации этого процесса важную роль играет этап психологической консультации педагога дополнительного образования с родителями. В статье подробно описываются этапы педагогической консультативной беседы: знакомство с родителем и начало беседы; расспрос родителя, ознакомление с особенностями жизненной ситуации, особыми образовательными потребностями и формулирование запроса на оказание услуг дополнительного образования; совместное планирование взаимодействия, требуемых условий; завершение беседы. Дана подробная информация, что представляет собой каждый из этих этапов.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» , Костромская обл
«Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей на занятии по волейболу»
В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей в условиях проведения спортивного занятия по волейболу. Спорт является одним из важнейших моментов, который грамотный педагог или тренер может использовать для реализации потенциала ребенка с гиперактивностью. Исследуются возможные упражнения и методики, способствующие помощи педагогу или тренеру в работе с гиперактивным ребенком. Правильная реализация таких методик, а также грамотное взаимодействие с родителями способны повысить комфорт и качество тренировок для гиперактивного подростка.
ГБОУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского» , Санкт-Петербург г
«Особенности психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования навыков конструктивного поведения в конфликтах у воспитанников довузовских образовательных учебных заведений МО РФ»
В статье представлен обзор психолого-педагогического сопровождения в суворовских училищах. Акцент сделан на элементах психолого-педагогического сопровождения, направленных на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у суворовцев. Значимость настоящего исследования определяется актуальностью решения задачи в современных условиях решения проблем обучения воспитанников суворовских училищ поведению в конфликте, требующих разработку конструктивного инструментария трансформации имеющихся возможностей оптимизации взаимоотношений внутри коллектива воспитанников.
Педагогика
Институт непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , Хакасия Респ
«Психолого-педагогические условия подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
ГБДОУ «Д/С Центрального района Санкт-Петербурга «Радуга» , Санкт-Петербург г
«Методические рекомендации и материалы для воспитателей ДОО по осуществлению педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
В статье подробно представлены методические рекомендации и материалы по организации педагогического сопровождения игровой деятельности старших дошкольников. Раскрывается специфика педагогического сопровождения. Описан подробный ход педагогического сопровождения детей в игровой деятельности, представлены современные сюжеты детских игр, игровые ситуации и ситуации игрового сотрудничества. Методические рекомендации и материалы содержат множество игровых приемов, игровых проблемных сюжетов, подсказок для педагога по развитию игровой деятельности старших дошкольников.
Кротова Надежда Сергеевна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №208» , Чувашская Республика - Чувашия
«Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ учителем-логопедом и педагогом-психологом в ДОУ»
В статье рассматривается необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Авторами отмечается, что совместная деятельность специалистов особенно важна для детей с ОВЗ, так как психолог и логопед могут грамотно скоординировать работу всех педагогов и воспитателей ДОУ.
Психологические аспекты педагогической деятельности
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат» , Алтайский край
«Программа психолого-педагогического сопровождения школьников «Психология личностного самоопределения»»
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
МБУ «Лицей №76» , Самарская обл
«Сопровождение интеллектуально пассивных детей»
В статье говорится о том, что развитие психолого-педагогического сопровождения в условиях меняющихся требований к учебным учреждениям. Автором использованы методы опроса, анкетирования, тестирование, методика Т.А. Фотековой, нейрогимнастика, нейропсихологические упражнения, пальчиковая гимнастика, ролевые игры. Дети включались в обучающий процесс легче, нашли контакт с одноклассниками.
Коррекционная педагогика, дефектология
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» , Архангельская обл
«Использование технологий психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ТНР»
В статье отмечается, что актуальность проблемы развития навыков общения определяется социальной востребованностью личности, способной к сотрудничеству с окружающими людьми путем организации коммуникативной деятельности, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства способствуют установлению нравственных взаимоотношений и взаимопонимания между коммуникантами.

