Список публикаций по ключевому слову: «восприятие»
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
МБДОУ «Шыгырданский Д/С «Ромашка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Дидактические игры на липучках как средство познавательного развития дошкольников»
В статье рассматриваются дидактические игры на липучках, которые представляют собой современный и эффективный способ познавательного развития дошкольников. Их привлекательность обусловлена простотой конструкции, яркой визуальностью и возможностью многократного использования. Такие игры обеспечивают активное взаимодействие детей с материалами, формируют фундаментальные когнитивные навыки и стимулируют интерес к обучению. Они помогают развивать у детей сенсорное восприятие, мелкую моторику, логическое мышление, умение анализировать и классифицировать объекты, а также повышают мотивацию к учебной деятельности. Применение игр на липучках в педагогической практике направлено на гармоничное сочетание игры и обучения, обеспечивая комфортные условия для усвоения новых знаний и навыков дошкольниками.
Педагогика
Пряхина Антонина Юрьевна , музыкальный руководитель
МДОУ «ЦРР – Д/С №4» , Белгородская обл
«Мнемотехника в песенной деятельности с детьми дошкольного возраста»
В статье рассматривается применение методов мнемотехники в образовательном процессе для детей дошкольного возраста в контексте песенной деятельности. Обсуждаются основные принципы мнемотехники и ее влияние на процесс запоминания и обучения детей через музыку. Приводятся примеры игровых технологий и творческих задач, способствующих развитию памяти, внимания и слухового восприятия у малышей.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «СОШ №8» , Чувашская Республика - Чувашия
«Развитие фонематического восприятия у учащихся начальных классов»
В статье предлагаются дидактические игры и упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов в работе по развитию звукобуквенного анализа и синтеза у детей с целью предупреждения ошибок, возникающих у детей на начальной стадии обучения письму, а также родителями при работе над развитием фонематического восприятия. Упражнения можно использовать на уроках, во время динамических пауз и в других режимных моментах.
МБДОУ «Д/С №1 «Березка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Система логопедической работы по предупреждению нарушений письма»
В статье рассматривается проблема формирования психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению с акцентом на профилактику нарушений письменной речи. Обосновывается необходимость целенаправленной работы по предупреждению дисграфии уже в дошкольном возрасте, до начала систематического обучения. Подробно описывается система опережающего коррекционно-развивающего воздействия, включающая формирование фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза, развитие полисенсорной основы восприятия, лексико-грамматического строя речи, зрительно-моторной координации и пространственных представлений.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МАОУДО «ДДЮТ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Работа концертмейстера в детском хореографическом коллективе»
Педагогика
Защепкина Ангелина Евгеньевна , магистрант
Оганян Карина Михайловна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России , Ставропольский край
«Направления логопедической работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха IV степени или глухотой»
В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и содержания коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми, имеющими нарушение слуха IV степени или глухоту. Авторы определяют ключевые цели и задачи слухоречевой реабилитации в условиях глубокой сенсорной депривации. Подробно анализируются основные направления работы: развитие неречевого слуха, формирование речевого слуха и слухозрительного восприятия речи, а также интеграция слуховой работы в формирование всех компонентов речевой системы. Особое внимание уделяется роли современных технических средств реабилитации (кохлеарные импланты, мощные цифровые слуховые аппараты) и необходимости тесного взаимодействия логопеда с сурдологом, дефектологом и семьей ребенка. Делается вывод о том, что системная и последовательная работа по развитию слухового восприятия является фундаментом для формирования устной речи и социальной интеграции ребенка с глухотой.
Исследования в образовании и образовательные практики
МАОУДО «ДДЮТ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Особенности развития цветовосприятия у детей»
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
МБОУ «Чуманкасинская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Развитие мелкой моторики обучающихся начальных классов как психолого-педагогическая проблема»
В статье рассматривается актуальная проблема развития мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста. Обосновывается системообразующая роль тонкой моторной координации в успешном овладении ключевыми учебными навыками, прежде всего письмом, а также ее влияние на становление высших психических функций: речи, внимания, мышления. Анализируются психофизиологические механизмы взаимосвязи моторного и когнитивного развития. Особое внимание уделяется классификации и детальному описанию методов и приемов работы, применимых в рамках урочной и внеурочной деятельности. Статья имеет практико-ориентированную направленность и предназначена для педагогов начального общего образования, школьных психологов и других специалистов, занимающихся вопросами детского развития.
Педагогика
Филимонова Любовь Сергеевна , старший воспитатель
Бужинская Александра Евгеньевна , воспитатель
Орлова Маргарита Александровна , воспитатель
Букина Татьяна Николаевна , воспитатель
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» , Белгородская обл
«Сенсорное воспитание дошкольников как основа интеллектуального и творческого развития»
Статья посвящена вопросам сенсорного воспитания дошкольников и его значению в формировании интеллектуально-творческого потенциала детей. Раскрываются механизмы воздействия сенсорного развития на становление базовых представлений о мире, восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Особое внимание уделено роли игры, занятий с природными материалами и специализированных упражнений в процессе сенсорного воспитания. Приводятся конкретные методики, направленные на стимулирование сенсорного восприятия и эмоционального отклика у детей.
Филология и лингвистика
МБОУ «Многопрофильный лицей №187» , Татарстан Респ
«Функционально-семантическая характеристика звукописи в произведении Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»»
Цель статьи – систематизация, выявление особенностей восприятия окружающего мира в индивидуально-авторской картине мира Л.Н. Толстого, выявление специфики его ценностных ориентиров посредством исследования лексики слухового восприятия. Слух/звук в идиостиле Толстого играет важную роль при создании художественного образа, в построении сюжета, в раскрытии авторского «Я» и отношения к действительности. Особая роль слуха в художественном произведении определяется их разнообразностью и многофункциональностью. Особенно ярко важность звукописи проявляется при описании военных действий и внутренних переживаний героев, которые занимают центральное место в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого, передавая эмоциональное и физическое напряжение.
Социальные процессы и образование
ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» , Белгородская обл
«Пути, средства и условия развития наблюдательности у школьников»
В статье рассматривается вопрос о возможности и необходимости обучения школьников наблюдению. Чем старше младший школьник, тем больше возможностей у учителя для развития у него способности наблюдать. Автор подчеркивает, что, обучая наблюдению младшего школьника, всегда надо опираться на его личную эмоциональную заинтересованность и активность в этом процессе.
Исследования в образовании и образовательные практики
ФГБОУ ВО «Российская академия музыки им. Гнесиных» , Москва г
«Модель формирования музыкальных способностей обучающихся начальной школы Китая»
В статье обосновывается актуальная теоретико-функциональная модель развития музыкальных способностей обучающихся начальной школы КНР. Педагогическими условиями эффективности предлагаемой модели автором в опоре на концепции российских ученых Б.М. Теплова и Н.А. Ветлугиной рассматривается признание китайским педагогическим сообществом равной значимости слухового и эмоционального компонентов категории «музыкальные способности». При этом эмоциональный компонент музыкальных способностей позиционируется как потребность в творчестве в виде волевой саморегуляции, владении средствами творческой самореализации в комплексе видов музыкальной деятельности детей на уроке (вокально-хоровой, музыкально-инструментальной и музыкально-театрализованной деятельности). Слуховой компонент в рассматриваемой модели тесно связан с общими способностями (восприятием, памятью, мышлением), как катализаторами функционирования готовности младшего школьника к переживанию, различению, воспроизведению ладовысотных соотношений мелодии и проявлению чувства ритма.
Педагогика
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл
«Восприятие художественного текста»
В статье рассматриваются ключевые аспекты литературного образования, направленного на формирование у школьников глубокого понимания художественного текста. Авторы подчеркивают важность системного подхода к изучению литературных категорий для формирования у учащихся навыков критического мышления и самостоятельной интерпретации произведений.
Культурология и искусствоведение
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица» , Санкт-Петербург г
«Художественное моделирование образа объекта как этап проектирования в дизайне среды»
В статье говорится об уникальности метода художественного моделирования образа объекта в разработке проектных концепций применительно к области дизайна среды. Рассматривается позитивное влияния метода на разблокирование сознания дизайнера от стереотипного, аналогового мышления, опирающегося на заимствованный проектный опыт. Предлагаются рекомендации по оптимизации процесса поиска художественного образа объекта проектирования. Приводятся примеры решения проектных задач методом художественного моделирования.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
Иванова Марина Александровна , музыкальный руководитель
МБДОУ «Д/С №179» , Чувашская Республика - Чувашия
«Музыка П.И. Чайковского как средство патриотического воспитания старших дошкольников»
В статье рассматривается вопрос патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музыки П.И. Чайковского. Авторами отмечена задача педагога, в частности приобщить дошколят к русской классической музыке и П.И. Чайковскому, как одному из патриотов своей Родины, воспевавшему красоту родной природы, красоту души русского человека.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» , Москва г
«Применение музыки реакции синестезии в музыкальном исполнении преподавания»
В статье рассматривается конкретное применение реакции музыки синестезии в области обучения музыкальной исполнении во всех аспектах и в глубине. С помощью углубленного анализа принципов музыки синестезии, характеристики объясняются подробно, и глубоко изучается интимная связь между IT и музыкальным исполнением. Стратегии и методы для умной интеграции реакций на синестезию музыки в обучение на музыкальном исполнении всесторонне и систематически объясняются. Автором отмечено стремление к всестороннему улучшению проницательности студентов восприятия музыки, богатства выражения и уникальности творчества, открытию новых идей и направлений для преподавания музыки и эффективного продвижения энергичного развития музыкального образования.
Педагогика
МКДОУ «ЦРР – Д/С №202» , Кировская обл
Шихова Ирина Александровна , логопед
КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья им. Академика В.М. Бехтерева» , Кировская обл
«Роль просодических компонентов в развитии речевых навыков у дошкольников: особенности восприятия и воспроизведения интонации и мелодики речи»
В статье рассматривается роль просодических компонентов, а именно интонации и мелодики речи, в развитии речевых навыков у детей дошкольного возраста. Анализируются особенности восприятия и воспроизведения просодии дошкольниками, их влияние на понимание смысла высказывания и выражение собственных мыслей. Подчеркивается значимость развития просодической стороны речи для успешной коммуникации и социализации детей.
Голиусова Наталья Игоревна , воспитатель
Сапонова Елена Геннадьевна , воспитатель
МДОУ «ЦРР – Д/С №4» , Белгородская обл
«Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вопрос воспитания в детях дошкольного возраста бережного отношения к природе стала. Авторами отмечено, что успешно решать задачи экологического и эстетического воспитания детей возможно используя для этих целей специальную методику проведения экскурсий на разнообразные природные объекты.
Габделхакова Эльмира Идрисовна , воспитатель
Галимова Лейсан Назифовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52 «Сказка» , Татарстан Респ
Гильманова Людмила Викторовна , канд. пед. наук , заведующая
ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж» , Татарстан Респ
Семенова Алина Юрьевна , старший воспитатель
МБДОУ «Д/С №52 «Сказка» , Татарстан Респ
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Статья посвящена исследованию роли дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста (1–3 года). Рассматриваются теоретические основы сенсорного развития, включая формирование сенсорных эталонов, взаимосвязь восприятия и познавательных процессов (по Л.С. Выготскому), а также возрастные особенности сенсорного опыта. Особое внимание уделено структуре дидактических игр, их компонентам (дидактическая задача, игровые действия, правила, материал, результат) и практическому применению для развития зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Представлены конкретные примеры игр, принципы их организации и роль педагога в создании развивающей среды. Доказывается, что систематическое использование дидактических игр способствует формированию сенсорных эталонов, развитию моторики, речи и мышления, а также создает основу для дальнейшего обучения.
Вехова Евгения Владимировна , учитель-логопед
МОУ «Начальная школа «Парус детства» , Белгородская обл
«Логопедическая игра «Всезнайка»»
Хребтова Людмила Михайловна , бакалавр , воспитатель
Литвин Оксана Анатольевна , воспитатель
Новакова Инна Александровна , воспитатель
Козырева Ирина Александровна , воспитатель
Лазарева Елена Николаевна , воспитатель
Козлитина Татьяна Сергеевна , тьютор
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл
«Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия»
В статье рассматривается процесс познания природного окружения дошкольниками через сенсорное восприятие. За годы изучения психического развития детей возрастной группы от 3 до 7 лет было установлено, что восприятие окружающей действительности играет ключевую роль в формировании представлений о мире, что, в свою очередь, непосредственно связано с развитием познавательных функций. Авторами отмечено, что сенсорное восприятие, включая ощущения зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, становится основой для появления первых представлений о природной среде и ее явлениях, что является важным для развития более сложных когнитивных процессов, таких как память, внимание и воображение.
МАДОУ «Д/С №129» , Вологодская обл
«Педагогический дизайн как технология проектирования образовательного занятия в ДОУ (из опыта работы)»
В статье приведен опыт работы по технологии педагогического дизайна в рамках дошкольного образовательного учреждения. Автор акцентирует внимание на 9 шагов педагогического дизайна, разработанных основоположником данной технологии. В работе представлен пример написания конспекта по технологии педагогического дизайна с указанием всех методических рекомендаций для педагогов.
Современные технологии в образовании
МБДОУ «Д/С №111 «Умка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Детская музыкальная экспериментальная лаборатория как средство развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (долгосрочный проект для детей дошкольного возраста)»
В работе представлена концепция музыкальной экспериментальной лаборатории как инновационного метода развития музыкальных и творческих способностей дошкольников. В статье описывается цели и задачи проекта, направленного на развитие познавательной активности, интеллектуальной компетентности и художественного восприятия у детей. В лаборатории дети знакомятся со свойствами звука, проводят эксперименты, создают собственные музыкальные инструменты и композиции, что способствует формированию устойчивого интереса к музыке. Автором представлены методические подходы и образовательные технологии, используемые в процессе работы, а также практические примеры музыкально-экспериментальной деятельности.
Педагогика
МБДОУ «Д/С №52 «Телей» , Чувашская Республика - Чувашия
«Сказка «Колобок» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста»
В работе рассматривается роль сказки как инструмента для развития фразовой речи у детей раннего возраста. Анализируются особенности восприятия сказок детьми, их влияние на формирование речевой компетенции, а также возможности использования сказок в образовательном процессе. Автором обоснованная методика работы с текстами сказок помогает развивать не только лексический запас детей, но и грамматические структуры речи.
Психология
БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» , Чувашская Республика - Чувашия

