Список публикаций по ключевому слову: «»
Этнокультурное образование и воспитание детей в условиях дошкольного, общего и дополнительного образования
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» , Хабаровский край
Казачук Наталья Владимировна , директор
МБОУ «СОШ №16 г. Хабаровска» , Хабаровский край
«Поликультурное образование как часть педагогической культуры: из опыта работы образовательного учреждения»
В статье освещены сложные вопросы организации поликультурного пространства в рамках образовательного учреждения, ставшего следствием современного интеграционного процесса, а также показана работа педагогического коллектива с детьми мигрантов, вовлечение их в систему межкультурной коммуникации. Кроме того, на примере опыта работы конкретной школы рассмотрены действующие проекты, направленные на интеграцию этнических мигрантов в социальное и культурное пространство региона и города
ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования» , Москва г
«Школьная этнографическая экспедиция как форма образовательного этнокультурного туризма»
В статье подчеркивается значимость образовательного этнокультурного туризма в решении проблем межэтнической коммуникации. Автор рассматривает школьную этнографическую экспедицию в системе средств поликультурного образования как определенную педагогическую систему, состоящую из изучаемого объекта, исследователя-наблюдателя и средств (инструментов) наблюдения – программы исследования и избранной методики сбора и фиксации полученных материалов. Такой подход позволяет выстроить этнокультурное путешествие в своеобразный диалог, в котором обучающийся имеет возможность не только познавать национальные особенности, традиции и т. д., но и проживать ценностное отношение к ним.
Горбунова Олеся Федоровна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , Хакасия Респ
«Сравнительный анализ использования поощрения и наказания детей в городской и сельской хакасской семье»
Горбунова Олеся Федоровна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , Хакасия Респ
«Особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста разных этнических групп»
ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» , Ставропольский край
Гагиева Мадина Башировна , студентка
Институт человековедения ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» , Ставропольский край
«Взаимосвязь этнокультурного и социально-эмоционального развития старших дошкольников»
В данной статье обоснована необходимость использования региональных и этнических знаний в социально-эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста, представлены результаты диагностического и корреляционного анализов по проблеме исследования взаимосвязи социально-эмоционального и этнокультурного развития в дошкольном возрасте.
ГБНУ МОИН РТ «Институт развития национальной школы» , Тыва Респ
«Особенности приобщения дошкольников к национальной культуре тувинского народа»
МБУДО «Детская художественная школа р.п. Краснообск» , Новосибирская обл
Сысоева Майя Анатольевна , Народный мастер Российской Федерации
, Вологодская обл
Шаповалова Елена Геннадьевна , руководитель службы качества
МБУДО «Детская художественная школа р.п. Краснообск» , Новосибирская обл
«Информационный подход к реконструкции традиционной куклы»
В представленной работе рассматривается специфика различных информационных подходов к реконструкции русской традиционной тряпичной куклы. На основании проведенных исследований показана актуальность как естественных, так и технических коммуникаций для развития традиций народной игрушки в современных условиях.
Институт культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» , Москва г
«Возможности культурно-досуговых программ в сохранении и развитии традиционных праздников русского народа (на примере программы «Масленичная неделя»)»
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» , Омская обл
«Особенности современного образовательного процесса в условиях поликультурного, полиэтнического общества»
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» , Удмуртская Респ
Дюпина Мария Леонидовна , преподаватель
АПОУ УР «Ижевский политехнический колледж» , Удмуртская Респ
«Внеурочная деятельность с этнокультурным содержанием по изучению удмуртского и финно-угорских языков и культур в условиях города Ижевска»
В данной статье актуализирован вопрос о совершенствовании внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО. Предложен опыт создания инновационной комплексной программы внеурочной деятельности, объединяющей направления – языки, музыка, хореография, актерское мастерство, музыкальные инструменты, а также преследующей такую цель, как изучение удмуртского и финно-угорских языков и культур в условиях города Ижевска.
МБОУ «СОШ №1 с УИОП» , Татарстан Респ
«Формирование этнокультурной компетентности младших школьников»
МБДОУ Д/С №7 «Солнечный зайчик» , Московская обл
«Педагоги-классики о народном воспитании»
ГБОУ Лицей №1828 «Сабурово» , Москва г
«Передовые технологии этнохудожественного образования и воспитания современных школьников»
Как отмечает автор статьи, утрата преемственности поколений, текучесть профессиональных кадров в системе образования, отсутствие желания подрастающего поколения изучать историю и культуру своего народа, следовательно, объективно оценивать и воспринимать прошлое, анализировать и сопоставлять достижения цивилизации в настоящем для более успешного вхождения в будущее – реальность XXI века. Заинтересованность педагогического сообщества в организации непрерывного этнохудожественного образования подталкивает учёных к разработке концептуальных основ и методологии урочной и внеурочной деятельности средствами народной художественной культуры. Многодневные этнографические экспедиции со школьниками – это феномен мотивированного образования, наиболее успешная, педагогически обоснованная технология современного образования.
Клуб «Две империи» , Москва г
«Знакомство учащихся с основами китайской живописи в учреждениях дополнительного образования как средство приобщения к мировой художественной культуре»
Статья посвящена вопросам использования выразительных средств китайской живописи «гохуа» на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Овладение учащимися основами китайской живописи будет способствовать развитию, эстетическому воспитанию и художественному образованию учащихся. Процесс освоения детьми умений и навыков, отличных от привычных, несет в себе обучающий и созидательный момент, а изучение культурных традиций другой страны развивает познавательную деятельность и расширяет кругозор. Совершая экскурсию в мир китайского искусства, ребенок получает возможность понять, насколько китайская живопись отличается от западных канонов, развивая таким образом свои познания в мировой художественной культуре.
АОУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» , Бурятия Респ
«К вопросу о возрождении буддийских традиций образования и воспитания в системе общего образования Республики Бурятии»
ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» , Краснодарский край
«Взаимодействие социально-культурных учреждений с муниципальной общеобразовательной организацией в целях реализации мероприятий по этнокультурному образованию детей и подростков»
КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» , Хабаровский край
Дигор Александра Константиновна , учитель родного (нанайского) языка
МБОУ ООШ с. Бельго , Хабаровский край
«Формирование этнокультурной компетенции обучающихся в образовательных организациях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Хабаровского края. Из опыта работы МБОУ ООШ села Бельго Хабаровского края»
В статье представлен опыт образовательной организации по реализации инновационного педагогического проекта, направленного на формирование этнокультурной компетенции обучающихся, создание психолого-педагогических и социальных условий для вовлечения всех участников образовательного процесса в активное общение на родном (нанайском) языке.
Федорова Надежда Михайловна , учитель марийского языка
МДОУ «Д/С №26 «Подсолнушек» , Марий Эл Респ
«Система работы МДОУ по формированию этнокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»
ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» , Санкт-Петербург г
Паландузян Юрий Халатович , канд. физ.-мат. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» , Санкт-Петербург г
«Возможности социального партнерства педагогического вуза и школы в формировании этнокультурных знаний учащихся (из опыта работы)»
Сарварова Зульфира Флуновна , учитель английского языка
МАОУ «Гимназия №76» , Татарстан Респ
«Этнокультура на уроках английского языка через использование технологии критического мышления»
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» , Волгоградская обл
«Средства начального музыкального образования в условиях реализации этнокультурного казачьего компонента»
В статье рассматриваются условия начального музыкального образования детей на основе этнокультурного компонента. Актуализируется проблема сохранения культурной самоидентификации, формирования интереса к родному краю, родному народу и воспитания духовности, нравственности и патриотизма. Дается определение этнокультурному казачьему компоненту, обосновываются его сущность и специфика. Описывается возможность использования казачьего фольклора на уроках музыки в начальной школе. Раскрываются особенности музыкально-игровой деятельность детей в постижении народной музыкальной культуры.
ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» , Ямало-Ненецкий АО
«Экспериментальное этнопедагогическое стойбище в посёлке Лаборовая Приуральского района ЯНАО»
В данной статье рассматривается эксперимент, целью которого является разработка инновационных учебных программ, учитывающих местные особенности среды обитания, специфику мировосприятия и мышления тундровых учащихся, природно-географические и хозяйственные особенности региона; разработка адекватных индикаторов качества образования по следующим дисциплинам: оленеводство, рыболовство; создание учебного пособия «Этнология Ямала» для преподавателей образовательных учреждения ЯНАО.
МБОУ «Тарасинская СОШ» , Иркутская обл
Бадашкеева Марина Александровна , методист, руководитель кабинета профориентации
ГБПОУ ИО «Боханский педагогический колледж» , Иркутская обл
«Этнокультурное образование в профориентационной работе с сельскими старшеклассниками»
В данной статье авторы попытались раскрыть возможности этнокультурного образования в системе профориентационной работы сельской школы. Исследователи реализовали и использовали все возможные ресурсы образовательного пространства современного села. Описаны возможности социальных и профессиональных проб для обучающихся 9–11 классов.
Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна , Армения
«Этническая направленность воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении»
Статья посвящена вопросам этнического воспитания и формирования национального самосознания, рассматриваются специфические особенности этого процесса в дошкольном детстве. Предлагается образовательная программа воспитания национального самосознания у средних и старших дошкольников «Познай свой родной край», ориентированная на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и истории, изучение природы родного края, традиций и национальных игр. Особое внимание в работе отводится совместной деятельности родителей и педагогов, реализующей требования целостного педагогического процесса.
МБДОУ «Д/C №10» , Чувашская Республика - Чувашия
«Современные тенденции поликультурного воспитания дошкольников»
Целью данной статьи является раскрытие современных приемов поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Автором отмечена важность формирования у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию и многообразию человеческих языков при правильном воспитании этики межнационального общения.