Список публикаций по ключевому слову: «литература»


Педагогика

Дата публикации: 19.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Галицкая Яна Михайловна , воспитатель
Семыкина Елена Васильевна , воспитатель
Юрченко Лариса Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52» , Белгородская обл

«Квест-бук – педагогическая технология развития читательского интереса у детей дошкольного возраста»

Скачать статью

В статье рассматривается актуальность развития читательского интереса у современных дошкольников. Авторами приводятся технологии организации квест-буков из опыта работы.

Дата публикации: 17.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Воронкова Нина Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия

«Проблемы формирования личности в современной подростковой литературе»

Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы нравственного роста и гражданского совершенствования в современной подростковой литературе. Художники слова выступают заинтересованными исследователями характеров подростков, условий, обстоятельств, факторов, под воздействием которых формируется личность.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 24.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Фролова Альбина Сергеевна , воспитатель
МБОУ «Большечеменевская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Ознакомление младших дошкольников с чувашской детской литературой»

Скачать статью

В статье представлены результаты проведённого автором исследования по ознакомлению младших дошкольников с чувашской детской литературой.

Дата публикации: 27.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мальгина Наталия Григорьевна , учитель
Пыркова Раиса Геннадьевна , учитель
МБОУ «СОШ №6» , Чувашская Республика - Чувашия

«Изучение произведений А. Грина в школах Чувашии»

Скачать статью

В статье рассматривается изучение произведений А. Грина в школах Чувашской Республики. Большое внимание уделяется особенностям обучения художественной литературе в сельской школе.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 29.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Иванова Кристина Александровна , бакалавр , преподаватель
Кудряшова Елена Геннадьевна , бакалавр , преподаватель
ГАПОУ «Новочебоксарский химико-механический техникум» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия

«Дворянство под лупой: Англия и Россия (по романам Дж. Остен «Гордость и предубеждение» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»)»

Скачать статью

В статье исследуется сравнение литературы дворянской культуры на примерах произведений Дж. Остен «Гордость и предубеждение» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 11.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Бирюкова Виктория Павловна , воспитатель
Ложкина Виктория Эдуардовна , воспитатель
Григоренко Евгения Николаевна , бакалавр , воспитатель
МБДОУ «Д/С №56 «Солнышко» , Белгородская обл

«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»

Скачать статью

В статье поднимается вопрос о том, как время, проведенное за книгой вместе с родителями, влияет на детей, какие книги выбрать для разного возраста.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 09.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Гайнуллина Айсылу Миневагизовна , учитель
МБОУ «Урмаевская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В последние годы наблюдается активное внедрение современных технологий в образовательный процесс, что особенно актуально для уроков русского языка и литературы. Использование цифровых инструментов и инновационных методов обучения позволяет не только повысить интерес учащихся к предмету, но и улучшить качество усвоения материала. В статье рассматриваются различные современные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, их преимущества и недостатки, а также примеры успешной практики. Особое внимание уделяется таким методам, как проектная деятельность, использование интерактивных платформ и мультимедийных ресурсов.

Педагогика

Дата публикации: 07.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Глушкова Светлана Алексеевна , учитель
МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Методическая разработка на тему: «Молитва и её роль в русской литературе»»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос углубления знаний о православии через литературные произведения. Автор статьи обращает внимание на молитву как важный элемент православия, отражение которого можно найти в русской классической литературе. В работе анализируются произведения русских классиков, которые обращались к теме молитв с своих произведениях, подчеркивается роль молитвы в жизни человека.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 22.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Портнова Светлана Васильевна , бакалавр , учитель
МБОУ «Батыревская СОШ №1» , Чувашская Республика - Чувашия

«Искусственный интеллект на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В статье рассматриваются возможности применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей для модернизации и повышения эффективности обучения русскому языку и литературе. Описаны конкретные инструменты и методы использования ИИ для создания учебных материалов, интерактивных заданий, персонализации обучения и развития творческого потенциала школьников. Особое внимание уделяется методическим идеям, позволяющим сделать домашние задания более интересными и разнообразными, а также роли ИИ как помощника учителя и ученика.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 19.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Петрова Лариса Владимировна , учитель
МБОУ «СОШ №49 с УИОП» , Чувашская Республика - Чувашия

«Воспитательное и культурное значение творчества П. Хузангая в музыкальных произведениях чувашских композиторов»

Скачать статью

Автор статьи обращается к творчеству Петра Петровича Хузангая – народного поэта Чувашской АССР, известного своим вкладом в развитие чувашской литературы и переводческой деятельностью. Статья посвящена песенному творчеству Хузангая, его вкладу в музыкальное искусство. По его стихам написаны песни, которые может использовать учитель музыки на своих уроках. Списки песен прилагаются.

Дата публикации: 18.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 1 (Всего: 3)
Журавлева Маргарита Геннадьевна , учитель
Пигачева Наталья Михайловна , учитель
МБОУ «СОШ №56» г.Чебоксары , Чувашская Республика - Чувашия

«Отражение творчества М.Ю. Лермонтова выразительными средствами театра»

Скачать статью

В статье представлен сценарий театральной постановки, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. В основу литературно-музыкального мероприятия легли эпизоды из детства М.Ю. Лермонтова, истории его любви и грани его творчества. Авторами были затронуты не только перипетии его личных взаимоотношений, но и раскрыты грани его поэзии, дух эпохи, в которой жил и творил поэт. Творчество этого поэта не может не заинтересовать современного молодого человека, мечтающего стать героем своего времени. Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слезы, и любовь...» может предварять изучение произведений поэта на уроках литературы в 9 классе.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 03.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Садовникова Татьяна Владимировна , учитель
Прохорова Наталья Николаевна , учитель
МБОУ «СОШ №57» , Чувашская Республика - Чувашия

«Межпредметная интеграция как инструмент формирования целостной картины мира: феномен грозы на стыке литературы и физики в школьном образовании»

Скачать статью

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты межпредметной интеграции на примере изучения природного явления «гроза» в курсах физики и литературы общеобразовательной школы. Доказывается, что синтез научного и гуманитарного подходов не только повышает мотивацию обучающихся, но и способствует формированию метапредметных компетенций, целостного восприятия мира и развитию критического мышления. На конкретных примерах анализируется, как физическое объяснение процессов, лежащих в основе грозы, и его литературная интерпретация взаимно обогащают понимание учениками как законов природы, так и законов человеческой души. Статья содержит методические рекомендации для реализации интегрированного подхода в обучении.

Дата публикации: 21.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Егорова Маргарита Петровна , учитель
МАОУ «СОШ №65» , Чувашская Республика - Чувашия

«Методическая разработка урока: «Слагаемые успеха»»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос интегрированных уроков по литературе и обществознанию, которые открывают возможности для развития интеллектуального потенциала учащихся, формирования активной гражданской позиции и глубокого понимания социальной действительности. Используя такие уроки, учитель помогает ученикам увидеть мир во всей его многогранности и сложности, формируя таким образом полноценную личность, способную ориентироваться в современном обществе. В статье представлен конспект интегрированного урока по литературе и обществознанию в 6 классе.

Педагогика

Дата публикации: 23.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Садыкова Резиля Решитовна , магистр , воспитатель
МАДОУ «Д/С «Лейсан» , Чувашская Республика - Чувашия

«Особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм»

Скачать статью

В статье раскрыто понятие «нравственное воспитание», представлен анализ литературы по данной проблеме. Автором раскрыты особенности и педагогические условия нравственного воспитания. Приведены данные о результатах констатирующего эксперимента.

Культурология и искусствоведение

Дата публикации: 26.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 1 (Всего: 1)
Заусова Марина Викторовна , учитель
МАОУ «СОШ №1 им. С.С. Алексеева» , Свердловская обл

«Использование произведений живописи и литературы на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Скачать статью

В статье предложена методическая разработка-план урока, в котором рассматривается связь между жанрами искусства на примере произведений живописи, литературы и музыки. Такой подход обогащает знания детей и развивает кругозор, способствует развитию творческого потенциала учащихся, воспитывает эмоциональную отзывчивость на произведения литературы, музыки и живописи.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 12.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: -29 (Всего: 1)
Данилова Алина Михайловна , учитель
МБОУ «Моргаушская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Современные технологии на уроках родного (чувашского) языка и литературы»

Скачать статью

Статья посвящена анализу применения современных информационных технологий в процессе преподавания чувашского языка и литературы в современной школе. Рассматриваются возможности использования интерактивных методов, цифровых ресурсов, мультимедийных проектов для повышения эффективности обучения, развития креативного мышления и навыков XXI века у учащихся. Автор также анализирует существующие проблемы и перспективы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, предлагая пути их решения для оптимизации преподавания чувашского языка и литературы.

Педагогика

Дата публикации: 22.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пчелина Карина Георгиевна , учитель
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Восприятие художественного текста»

Скачать статью

В статье рассматриваются ключевые аспекты литературного образования, направленного на формирование у школьников глубокого понимания художественного текста. Авторы подчеркивают важность системного подхода к изучению литературных категорий для формирования у учащихся навыков критического мышления и самостоятельной интерпретации произведений.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 21.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пчелина Карина Георгиевна , учитель
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Образ «маленького человека» в русской художественной литературе»

Скачать статью

В статье анализируется образ «маленького человека» как центральный социокультурный и художественный феномен русской литературы XIX–XX веков. Раскрываются особенности данного литературного типа в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 15.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Маклакова Ирина Владимировна , учитель
МБОУ «СОШ №10» , Свердловская обл

«Изучение произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с использованием инфографики и тестов»

Скачать статью

В статье представлен план-конспект урока, посвященного изучению произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Определены цели урока, его актуальность и планируемые результаты, представлено поэтапное содержание занятия.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 03.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Недобойко Ирина Олеговна , учитель
Манжосова Инна Владимировна , учитель
Клестова Ирина Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Использование нейросети (ИИ) на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В статье рассматривается применение нейросетей как инновационного инструмента для улучшения образовательного процесса. Авторы описывают различные направления использования нейросетей на уроках русского языка и литературы. Подчёркивается, что использование нейросетей позволяет сделать обучение более современным, интерактивным и персонализированным, что способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления у обучающихся.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 14.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Потанькина Ольга Валерьевна , воспитатель
ГБДОУ «Д/С №34» Колпинского района , Санкт-Петербург г

«План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему «Знакомство с художниками-иллюстраторами»»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу формирования эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста в ходе занятий по художественной литературе. Автором представлен план-конспект проведения занятия с детьми дошкольного возраста.

Дата публикации: 05.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Евсеева Наталья Сергеевна , преподаватель
Цуканова Анна Борисовна , преподаватель
СПб ГБПОУ «Колледж метростроя» , Санкт-Петербург г

«Конспект открытого интегрированного урока литературы и обществознания на тему «Тихий дон» – роман о революции. Политические режимы»»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос интеграции литературы, обществознания, исторических событий и политических режимов. Актуальность заключается в формировании патриотизма у подрастающего поколения.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 11.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Удовиченко Светлана Петровна , учитель
МАОУ «СОШ №300 «Перспектива» , Свердловская обл

«Взаимосвязь литературы, Библии и поиск информации»

Скачать статью

В статье рассматривается взаимосвязь литературы, Библии и навыков поиска информации как неотъемлемая часть современного образования. Автором отмечено, что способность находить и обрабатывать информацию из различных источников становится ключевым навыком в нашей жизни, позволяя каждому из нас становиться более образованным и культурно развитыми личностями.

Дата публикации: 09.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Решетникова Екатерина Сергеевна , канд. филол. наук , учитель
Самусенко Полина Игоревна , учащаяся
МБОУ «СОШ №12» , Краснодарский край

«Разработка проекта «Литературный Армавир и Армавир в литературе»»

Скачать статью

Статья посвящена специфике разработки проекта экскурсии «Литературный Армавир и Армавир в литературе» в рамках реализации социально-культурного проектирования в экскурсионной и филологической деятельности. Особое внимание уделяется разработке маршрута с предшествующим и последующим обходами.

Дата публикации: 09.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Котряхова Мария Эдуардовна , студентка
Скурихина Ольга Витальевна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» , Кировская обл

«Особенности передачи русскоязычных реалий средствами английского языка в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Скачать статью

В статье рассматриваются особенности передачи русскоязычных реалий средствами английского языка, анализируются основные приемы перевода и их эффективность в сохранении культурного своеобразия текста. Романы такого автора как М.А. Булгаков являются сложными произведениями для перевода, так как автор часто использует в своей работе сложные обороты и понятия с целью создания определенного эффекта. Автором отмечено, что в поле зрения переводчика должна находиться особая, близкая к терминам, категория слов, обозначающих предметы, процессы и явления, характерные для жизни и быта страны, но не отличающихся научной точностью определения, свойственной терминам, т. е. реалии.