List of publications on a keyword: «нарушения речи»


Психология

Publication date: 17.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Svetlana M. Pavlova
Marina I. Matveeva
MBDOU "D/S 30" , Чувашская Республика - Чувашия

«Osobennosti formirovaniia samootsenki u detei doshkol'nogo vozrasta s obshchim narusheniem rechi 2 urovnia pri realizatsii psikhologo-pedagogicheskoi programmy»

Download an article

В статье анализируются аспекты формирования самооценки у детей, имеющих нарушения речи. Актуальность темы заключается в том, что немалое количество детей испытывает сильную обеспокоенность по поводу своего речевого дефекта. Исследование посвящено проблеме влияния речевых нарушений на формирование самооценки и поиску путей ее коррекции.

Исследования в образовании и образовательные практики

Publication date: 27.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Nataliia A. Andreeva
МБДОУ Детский сад 112 Чебоксары , Чувашская Республика - Чувашия

«Sistema razvitiia tempo-ritmicheskoi storony rechi u detei s tiazhelymi narusheniiami rechi sredstvami fol'klora»

Download an article

В статье представлена методическая система развития темпо-ритмической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами фольклора. Теоретическое обоснование опирается на современные исследования взаимосвязи моторного и речевого развития, роли ритма и просодии в формировании речевой функции. Описываются принципы использования фольклора как ритмически организованного материала, способствующего синхронизации двигательной и речевой активности. Приводится структура коррекционного занятия, включающая поэтапную работу от неречевых действий к речевым формам, использование сопряжённой и отражённой речи, музыкально-игровых упражнений, инсценировки и театрализации. Продемонстрированы результаты применения методики, отражающие улучшение ритмизации, выразительности и координации речевых высказываний у воспитанников. Сделан вывод о высокой эффективности фольклора как средства коррекции просодических компонентов речи у детей с ТНР.

Педагогика

Publication date: 30.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Nadezhda S. Malykhina
Irina A. Nikulina
Iuliia B. Malakhova
MBDOU "D/S 8" , Белгородская обл

«Sensomotornoe razvitie doshkol'nikov s narusheniiami rechi kak sredstvo preduprezhdeniia narushenii pis'ma»

Download an article

В статье рассматривается взаимосвязь между сенсомоторным развитием и формированием письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Анализируются основные проблемы, возникающие при недостаточной сенсомоторной подготовке, и предлагаются методы предупреждения нарушений письма через целенаправленное развитие сенсомоторных навыков.

Publication date: 30.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Tatiana L. Isakova
Ekaterina I. Chistiakova
MBDOU "D/S 207" , Чувашская Республика - Чувашия

«Formation of prepositional and case constructions in older preschool children with speech disorders»

Download an article

This article examines the problem of the formation of prepositional and case constructions in older preschool children with difficulties in speech development. The authors note that violations in the understanding and use of prepositional constructions often manifest themselves not only in the distorted use of prepositions, but also in the incorrect alignment of case endings. Therefore, the work focuses on both the development of the meaning of prepositions and the correct implementation of inflections in prepositional combinations.

Publication date: 17.09.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Natalia V. Kriukova , воспитатель
Oksana V. Martynova
MBDOU "D/S 53" , Белгородская обл

«Tvorcheskoe vzaimodeistvie roditelei i detei s TNR kak sredstvo formirovaniia kommunikativnykh navykov i ukrepleniia emotsional'noi blizosti»

Download an article

В статье рассматривается вопрос значения совместной творческой деятельности родителей и детей как полноценной и эффективной формы общения, обладающей значительным коррекционно-развивающим потенциалом. Приводятся конкретные примеры из практики, демонстрирующие положительную динамику в развитии детей через призму творческого взаимодействия с родителями. Материал адресован воспитателям, учителям-логопедам и родителям, заинтересованным в создании эффективной развивающей среды для детей.

Инклюзивное образование

Publication date: 09.09.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Marina A. Volodina
BOU "Cheboksarskaia NOSh dlia obuchaiushchikhsia s OVZ 3" , Чувашская Республика - Чувашия

«Realizatsiia inkliuzivnogo obrazovaniia doshkol'nikov s TNR»

Download an article

В статье рассматривается вопрос инклюзивного образования детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Представлены специальные условия реализации данного процесса: индивидуальный подход к каждому ребенку, организация безбарьерной вариативной развивающей предметно-пространственной среды в группах, деятельность учителя-логопеда, организация совместных игр детей с нарушениями речи и детей, не имеющих речевых нарушений, активное взаимодействие с родителями.

Педагогика

Publication date: 21.07.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Olga B. Dunaeva
Nataliia V. Koneva
Tatiana A. Pliokhova
Veronika A. Ulianova
MBDOU "D/S 52" , Белгородская обл

«Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei s TNR, napravlennoe na razvitie vnimaniia»

Download an article

Авторы рассказывают о системе игровых упражнений, разработанных специально для развития внимания, одного из важных когнитивных навыков, без которого школьное обучение будет затруднено. Анализируются психолого-педагогические характеристики детей с ТНР, включая недостаточную устойчивость и объем внимания, трудности саморегуляции и самоконтроля, а также влияние этих особенностей на формирование речевых и когнитивных навыков.

Инклюзивное образование

Publication date: 20.03.2025
Evaluate the material Average score: 5 (Всего: 1)
Irina N. Olivanova
MBOU "SOSh 45" , Чувашская Республика - Чувашия

«Logopedicheskoe soprovozhdenie detei s TNR v usloviiakh inkliuzii»

Download an article

Статья посвящена вопросам логопедического сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в условиях инклюзивного образования. Рассматриваются особенности таких детей, их основные трудности в обучении и социализации. Описаны современные логопедические методы и технологии, направленные на развитие речевых и коммуникативных навыков, включая логоритмику, альтернативную коммуникацию, игровые методики и цифровые инструменты.

Педагогика

Publication date: 12.05.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Tatiana S. Abramova
Mariia I. Galutskaia
Marina M. Dubrovskaia
Natalia A. Telepneva
MDOU "D/S 15" , Белгородская обл

«Primenenie adaptirovannoi tekhnologii "Mozaichnye soty" na zaniatiiakh s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta s TNR dlia formirovaniia osnov chitatel'skoi gramotnosti»

Download an article

В статье рассматриваются игровые методы в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Авторами отмечено, что игровые методы наиболее эффективны и целесообразны, так как связаны с ведущим видом деятельности дошкольников – игрой. Особое внимание уделяется развитию звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством современной игровой технологии.

Publication date: 10.04.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Kseniia E. Illarionova
Elena V. Muzlaeva
Nadezhda L. Memorskaia
MBDOU "D/S 40 "Radost'" , Чувашская Республика - Чувашия

«Proekt "Nedelia radosti" kak odno iz uslovii psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia detei doshkol'nogo vozrasta s tiazhelymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье представлен опыт реализации мероприятий проекта «Неделя Радости» для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, направленного на формирование эмоциональной сферы, создание опосредованных условий в ДОУ, способствующих полноценному взаимодействию между всеми участниками образовательного процесса (дошкольниками, родителями и педагогами). Проведение запланированных мероприятий проекта будет способствовать не только формированию знаний и представлений детей о мире эмоций и чувств, воспитанию эмоциональной отзывчивости детей, созданию благоприятной эмоционально комфортной обстановки для общения детей и родителей, а также позволит повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников, установить доброжелательные, доверительные взаимоотношения.

Publication date: 26.03.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Tatiana A. Gladkikh
Natalia S. Akinshina
MBDOU D/S 70 "Tsentr razvitiia rebenka "Svetliachok" , Белгородская обл

«Dykhatel'naia gimnastika kak metod sniatiia emotsional'nogo napriazheniia u detei doshkol'nogo vozrasta s tiazhelymi narusheniiami rechi»

Download an article

Основная мысль авторов заключается в снижении уровня эмоционального напряжения в ходе интеграции дыхательных практик йоги и гимнастики в работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Авторами отмечено, что дети с нарушениями речи часто испытывают стресс и фрустрацию, что может негативно сказываться на их психоэмоциональном состоянии.

Publication date: 03.03.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Tatiana A. Gladkikh
Olga A. Naimushina
MBDOU "D/S 70" , Белгородская обл

«Formirovanie kommunikativnykh navykov u detei doshkol'nogo vozrasta s tiazhelymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье рассмотрен процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Авторами проанализированы наиболее значимые для них коммуникативные умения, обозначена важность системной работы и активной адаптации в этом процессе.

Publication date: 26.02.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Angelina S. Tatarenko
MBDOU "D/S KV 84" , Белгородская обл

«Vzaimodeistvie uchitelia-logopeda s vospitateliami gruppy kombinirovannoi napravlennosti v usloviiakh logopedicheskogo punkta pri formirovanii fonematicheskogo slukha u starshikh doshkol'nikov, imeiushchikh narusheniia rechi»

Download an article

Статья посвящена проблеме формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Автор в статье раскрывает формы и методы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Publication date: 26.02.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Galina B. Anufrieva
MBDOU "D/S KV 84" , Белгородская обл

«Razvitie fonematicheskogo slukha u starshikh doshkol'nikov s tiazhelymi narusheniiami rechi kak kliuch k uspeshnoi korrektsii rechevykh narushenii»

Download an article

В статье раскрывается значимость формирования фонематического слуха у детей, имеющих речевые проблемы как один из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Автором отмечены методы и приёмы развития фонематического слуха у старших дошкольников с ТНР.

Исследования в образовании и образовательные практики

Publication date: 13.02.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Marina N. Kozlitina , bachelor
Liudmila M. Khrebtova , bachelor
Iuliia V. Mezentseva
Svetlana V. Moroz
Tatiana S. Kozlitina
MBDOU "D/S KV 48 "Vishenka" , Белгородская обл

«Neiropsikhologicheskii podkhod v korrektsionnoi rabote spetsialistov gruppy kompensiruiushchei napravlennosti dlia detei s tiazhelymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье рассматривается нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Авторами отмечено, что нейропсихологический подход представляет собой эффективный инструмент в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Инклюзивное образование

Publication date: 03.02.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Fliora K. Akhmedzhanova
Elena E. Iudina
Regina F. Ilmukhina
Farida R. Nazarova
MADOU "D/S 408" , Татарстан Респ

«Skazkoterapiia v razvitii emotsional'noi sfery detei s tiazhiolymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье представлен один из наиболее значимых методов коррекции нарушений эмоциональной сферы, детских страхов и повышенной тревожности в детском возрасте у детей с тяжёлыми нарушениями речи – сказкотерапия. Авторами раскрывается значение сказкотерапии для развития у детей с ТНР внимания и памяти.

Publication date: 31.01.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Guzel S. Golchenko
Rumiia S. Khairullina
Tatiana N. Trotsenko
MADOU "D/S 173" , Самарская обл

«Tropa udivitel'nykh otkrytii s det'mi s OVZ dlia motivatsionnoi gotovnosti k preodoleniiu narushenii rechi»

Download an article

Статья посвящена вопросу расширения представления воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой речевого и психического развития об окружающем мире, о природных явлениях осенью, мотивируя к преодолению нарушений речевого развития. Авторами представлен конспект проведения мероприятия в детском саду.

Publication date: 05.05.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Polina V. Zhivotova
Olesia F. Gorbunova , candidate of pedagogic sciences
FGBOU VO "Khakasskii gosudarstvennyi universitet im. N.F. Katanova" , Хакасия Респ

«Ispol'zovanie rechevykh igrovykh situatsii v razvitii zvukoproiznosheniia u mladshikh shkol'nikov s tiazhelymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по использованию речевых игровых ситуаций в развитии звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. В ходе исследования автор приходит к выводу, что использование речевых игровых ситуаций способствует развитию произносительных навыков учащихся.

Publication date: 05.05.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Ekaterina G. Popova
Olesia F. Gorbunova , candidate of pedagogic sciences
FGBOU VO "Khakasskii gosudarstvennyi universitet im. N.F. Katanova" , Хакасия Респ

«Razvitie slovaria u detei mladshego shkol'nogo vozrasta s tiazhelymi narusheniiami rechi sredstvami nagliadnosti»

Download an article

В статье раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по развитию словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи средствами разнообразной наглядности. Автором отмечено, что занятия с использованием наглядности показали важную роль в активации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на дальнейшее самосовершенствование и улучшение речевых навыков.

Психология

Publication date: 18.12.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Olesia I. Maslakova
MBDOU D/S 31 "Zhuravlik" , Белгородская обл

«Etapy raboty s doshkol'nikami, imeiushchimi tiazhelye narusheniia rechi»

Download an article

Статья посвящена работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении, имеющими тяжелые нарушения речи. Автором приводится краткое определение нарушений речи и основные формы таких проявлений у дошкольников, выделены и представлены следующие этапы коррекционной работы в детском саду: подготовительный; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Педагогика

Publication date: 06.11.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Ekaterina V. Ermolenko
Elena V. Mamzina
Liudmila R. Mukhacheva
ANO DO "Planeta detstva "Lada" - D/S 201 "Volshebnitsa" , Самарская обл

«Sovremennye korrektsionnye formy raboty s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta s tiazhelymi narusheniiami rechi po patrioticheskomu vospitaniiu»

Download an article

Статья посвящена проблеме воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Авторами отмечены современные коррекционные формы работы с дошкольниками, в частности технологии ИКТ, игровые, здоровьесберегающие и др.

Publication date: 07.11.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Anna S. Volobueva
Svetlana I. Alekseeva
MBDOU "D/S 56 "Solnyshko" , Белгородская обл

«Formirovanie navyka slovoobrazovaniia u detei 6-7 let s tiazhelymi narusheniiami rechi posredstvom tekhnologii "Krioterapiia»

Download an article

В статье рассматривается проблема формирования навыка словообразования у детей 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи и эффективность применения криотерапии как инновационного метода в коррекционной работе. Авторы анализируют особенности речевого развития детей с нарушениями, а также обосновывают выбор криотерапии как способа стимулирования речевой активности и улучшения фонематического восприятия. В ходе исследования были проведены практические занятия, в которых использовались элементы криотерапии, направленные на активизацию речевой деятельности и формирование новых слов. Результаты показали положительное влияние криотерапии на развитие навыков словообразования, что подтверждается улучшением показателей в речевых тестах и положительными отзывами родителей и педагогов. Статья подчеркивает важность индивидуального подхода и использование современных методик в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Инклюзивное образование

Publication date: 31.10.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Aliona A. Stepanova
MBDOU "D/S 60" , Белгородская обл

«Sensornoe razvitie starshikh doshkol'nikov s ONR sredstvami podvizhnykh razvivaiushchikh igr "VAY TOY»

Download an article

Статья содержит в себе анализ особенностей развития речи у детей с ОНР. Все приведенные особенности опираются на теоретические и практические исследования ученых. Автор раскрывает потребности детей дошкольного возраста и выделяет наиболее эффективные способы для обучения детей. В статье подробно показана суть игры «VAY TOY». В заключении автор делает вывод, что подвижные развивающие игры «VAY TOY», используемые для обучения детей в дошкольном возрасте, оказывают значительное влияние на развитие речи детей с ОНР и повышение уровня их знаний.

Publication date: 28.10.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Anna M. Molchanova
Valeriia E. Dutka
MADOU "TsRR - D/S 74 "Zabava" , Белгородская обл

«Osobennosti myshleniia detei s narusheniiami rechi»

Download an article

Статья посвящена особенностям осуществления мыслительных процессов у детей, имеющих речевые сложности.

Педагогика

Publication date: 17.09.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Larisa V. Pankratova
Nataliia G. Nesterova
D/S 67 "Aistenok" , Белгородская обл

«Logopedicheskie igry po rabote nad frazovoi rech'iu u detei s RAS i drugimi narusheniiami»

Download an article

Статья посвящена логопедическим играм необходимым для работы над фразовой речью у детей с РАС и другими нарушениями. Авторами отмечено, что языковые навыки приобретаются прежде всего через подражание.